24.06.2018

Вы здесь: Аналитика В пространстве времени

В пространстве времени

E-mail Печать PDF
Входя в зал художественной галереи, мы как бы погружаемся в пространство с новым качеством, отрешаясь от внешней суеты и прагматичности повседневного – искусству быть, настраиваем мы все свои чувства. Деятельность художественной галереи задает не только тематику выставок, но и их уровень (творческий или художественный стандарт). Открытие выставки Александра Бородулина в Художественной галерее «Университет культуры» было очевидным шагом в ее деятельности. Фотография давно и по праву завоевала свое место в череде творческих мероприятий и студенческих отчетов.

С другой стороны, выставка Александра Бородулина с первых фотографий вызывает недоумение, и чем дальше мы продвигаемся по залам, тем больше возникает вопросов. Ловишь себя на мысли: «а зачем так много фотографий, столь разных, даже тематически». С этим вопросом можно долго блуждать по выставке, находя все больше нюансов, делая для себя новые открытия. На фотографиях почти домашнего формата: молодой Борис Гребенщиков и Александр Липницкий выбирают иконы, музыкант Петр Мамонов, жаркие дебаты евреев перед отъездом из СССР; фотографии для гламурных журналов с известными моделями и актрисами; фотографии спортивных соревнований и фото стариков на пляже…

Рассматривая эти фотографии, замечаешь странное чувство - «вне времени», эти снимки уже часть истории, хотя под каждым стоит дата (от конца 60-х до 90-х), место, а зачастую и имя человека – эти фотографии, располагаясь в пространстве нашего сознания, как бы выпадают из течения времени. Они явление уже сами по себе.


Большая часть фотографий выполнена в черно-белом отображении, и, скорее всего, были напечатаны в то же время, что и год съемки, и от этого становятся еще ближе зрителю, словно фотографии из домашнего альбома.

Первое недоумение рассеивается, когда прочитываешь пресс-релиз, оказывается это 1 часть ретроспективной выставки автора. Отсутствие таких атрибутов профессиональной гламурной фотографии, как цвет, большие форматы, высокие резкость и контраст изображения становятся понятными и оправданными. И все же выставки скорее историческая, чем художественная. Профессиональная фотографическая деятельность Александра Бородулина наполнена многочисленными событиями и фотографиями, что не позволяет автору быть одновременно куратором своего творчества. Возможно, поэтому на выставке представлены более 200 оригинальных снимков автора. Фотографии разделены по темам, их не менее 7-ми и они размещены в 4 залах галереи. Многоплановость экспозиции, а ведь нужно еще учитывать, что на снимках жизнь СССР, Нью-Йорка, Парижа в разные годы, привели к ее некоторой эклектичности. За этим множеством изображений, хорошо просматривается профессионал, и очень плохо видится художник, его внутреннее отношение к происходящему на снимках.

Значение данной ретроспективной выставки Александра Бородулина сложно переоценить т.к. белорусскому ценителю фотографии просто не с чем сравнивать, такого масштаба выставки крайняя редкость для Беларуси. Сравнивать с парадными портретами и фактографией БелТА не приходится т.к. это явления разного порядка. Документальный подход к съемке практически любых сюжетов, накладывает на изображение некий знак подлинности, и увиденное становится еще достовернее.

Отдельный посыл event-агентствам, которые, берутся делать из открытия выставки событие. Вы презентуете искусство автора, его самого, как личность, и лишь в контексте свою фирму. Вы слабо понимаете как фотографию, так и экспозиционную деятельность, да и нужно ли? Поручите эту работу профессионалам, куратору, как минимум, который осмыслив творчество автора будет в состоянии дать вам совет, что лучше писать в пресс-релизе, какие фотографии можно показать в конкретной галерее (не говоря уже о цвете, количестве, размере и т.п.), и, наконец, задаст общую логику экспозиции, и конкретную последовательность развески работ (если вы не привлекли для этого профессионала по экспозиционной деятельности).

Подводя итоги, отмечу – самое главное, что событие состоялось, и что продолжение следует т.к. это было только 1 часть и в мае нас ждет продолжение. В Национальном Музее Великой Отечественной войны запланирована выставка, приуроченную ко Дню Победы – фотографии Великой Отечественной войны из коллекции Льва и Александра Бородулиных.

Иван С. Петрович

3.04.2011


{jcomments on}