21.11.2018

Вы здесь: Начинающим Застывшая музыка

Застывшая музыка

E-mail Печать PDF

фотографируем в путешествии, фотосъемка архитектуры и памятников

Наиболее популярным у фотолюбителей видом съемки является фотографирование родных и знакомых на фоне архитектурных ансамблей, скульптурных памятников и мемориальных комплексов, ведь многие архитектурные сооружения являются произведениями искусства, к которому нам так хочется приобщиться. Но ценятся скорее снимки самого архитектурного ландшафта сделанные по-новому.

Здания и архитектурные ландшафты, служащие фоном нашей повседневной жизни, являются самыми доступными сюжетами фотосъемки. Для фотолюбителя, как и для профессионала, архитектурные стили, иллюстрирующие ушедшие эпохи, быт и жизнь прошлых лет, становятся благодатным полем для деятельности и выражения своих творческих замыслов. И это не удивительно, ведь первая в мире фотография «Вид из окна», созданная в 1826 г. Жозефом Нисефором Ньепсом, отображала именно архитектурный пейзаж. Она представляет собой вид городских крыш, снятый из окна его мастерской. Сегодня это — архитектурный пейзаж, одна из разновидностей пейзажного жанра.

Сегодня, как и много лет назад, путешествуя в отпуске, мы не может пройти мимо и не сфотографировать: парижские улочки, Эйфелеву башню, пирамиды в Египте, Венецианские каналы и многое другое. Именно архитектура привлекала первых фотографов своей неподвижностью, фотогеничностью, пластическими объемами. Прошло почти 200 лет со времени с изобретения фотографии, но и сегодня у фотолюбителя, как и у профессионала, есть свое поле для съемки архитектуры, ведь именно ваша фотография в данное время, в данных условиях среды и окружении людей, может оказаться уникальной.
Не даром архитектуру называют застывшей музыкой, ведь, несмотря на свою статичность, она для каждого звучит по-своему, т.к. каждый в ней видит свой ансамбль.

Аппаратура для съемки архитектуры

Для профессионалов выпускаются специальные камеры и объективы, наиболее пригодные для архитектурной фотосъемки. Фотолюбитель же обычно использует компактные камеры и все чаще малоформатные зеркальные фотоаппараты. Архитектурные объекты обычно имеют большую высоту, поэтому фотографу приходится применять широкоугольный объектив и зачастую направлять фотоаппарат вверх, чтобы в кадр вошла верхняя часть здания. Как следствие, первая типичная ошибка – снимки зданий получаются с искажением геометрических пропорций, на которых они выглядят заваливающимися назад (вбок и т.д.) (фото 1). Чем короче фокусное расстояние применяемого объектива и чем выше направлен фотоаппарат, тем заметнее на фотоснимке это явление.

Профессионалы для архитектурной фотографии использовали специальные крупноформатные фотоаппараты, а в последнее время появились специальные, так называемые шифт-объективы для малоформатных зеркальных фотоаппаратов, в которых предусмотрена возможность наклона и перемещения оптических элементов внутри оправы относительно плоскости пленки, что дает возможность получать снимки без перспективных искажений.

Приемы съемки

Сильных перспективных искажений при фотографировании высоких зданий можно избежать за счет более высокой точки съемки, например, снимать из окна или смотровой крыши соседнего здания, но такая возможность предоставляется не часто. Можно осуществить фотосъемку с большого расстояния, ведь эффект схождения вертикалей не возникает на снимке, если съемочное расстояние больше 2/3 высоты фотографируемого здания (фото 2), но как правило пространство вокруг объекта съемки ограничено. Поэтому фотолюбителю, приходится мириться с возникновением перспективных искажений на фотографии и прибегать к их исправлению методом трансформирования изображений в процессе обработки на компьютере. Реализуя свой замысел, мы можем снять отдельный фрагмент памятника или специально добиваться острых ракурсов, которые придадут фотографии новое качество.

Совет
Нужно еще при съемке позаботиться о том, чтобы перспективные искажения были минимальными. Для этого нужно удалиться от объекта съемки на самое большое расстояние, какое только возможно в данных условиях, и построить кадр таким образом, чтобы верхняя часть фотографируемого сооружения приходилась под самый верхний обрез вашего кадра. При этом не следует слишком смущаться, что нижняя часть кадра будет использована неэффективно. Это все же лучше, чем снимок с «падающим» зданием. В дальнейшем нетрудно скадрировать снимок нужным образом, перед тем как печатать снимок.

Архитектура создается таким образом, что есть несколько точек обзора (а иногда только одна) с которых оно выгляди лучше всего. Поэтому здания редко снимают «прямо в лоб» т.е. со стороны фасада (фото 3). Более интересным будет съемку под некоторым углом, это дает возможность запечатлеть на снимке не одну, а две стороны здания и помогает более полному представлению о нем (фото 4).

Протяженные архитектурные комплексы и ансамбли, состоящих из ряда сооружений, объединенные общим художественным замыслом, наоборот не позволяют использовать боковую точку съемки. Широкоугольный объектив, может передать второстепенные строения сильно преувеличенными, по сравнению с главным зданием, за счет меньшего расстояния до них, а это приведет к искаженному представлению обо всем архитектурном ансамбле.

Совет
Произведения монументальной скульптуры снимают с учетом того, что они создаются для установки в конкретном месте и посему не могут правильно восприниматься в отрыве от окружающей обстановки. Чтобы правильно передать атмосферу архитектурного ландшафта, включите в кадр элементы, имеющие характерные изобразительные признаки, и находящиеся рядом с памятником.

Нежелательные элементы окружающей обстановки которых невозможно избежать при съемке, следует передавать их на снимке менее резкими, чем сам памятник, чтобы они не отвлекали внимания от главного. Также следует больше внимания уделять фону, на который проецируется памятник. Оптимальным следует признать нейтральный фон, например, небо (фото 6), а наихудшим - промышленные конструкции и т.п. случайные сооружения. Чтобы памятник отчетливо выделялся на снимке, он не должен совпадать с фоном по цвету и тону.

Совет
Точка съемки при фотографировании монументальной скульптуры не должна быть слишком низкой или слишком высокой, так как все памятники создаются для их рассмотрения с уровня роста человека. Неожиданный ракурс, приведет к перспективным искажениям, и даст неправильное представление о памятнике (фото 5).

Небо является важным выразительным элементом на фотоснимках архитектуры. Часто из-за большого контраста не удается его передать, поэтому скорректируйте контраст еще при съемке. Желательно, чтобы на небе были облака, так как это придает снимкам дополнительную достоверность. Этому послужит и включение в кадр изображения людей и животных, к тому же человеческие фигуры дают возможность более точно представить размеры того или иного сооружения за счет масштабных сопоставлений.

Время дня и освещение

Наилучшим считается направленное освещение, которое дает возможность подчеркнуть объем и форму зданий и памятников, более отчетливо показать их отдельные элементы. Хорошие результаты можно получить при боковом освещении, когда световой поток падает под углом 25-30° к плоскости фасада здания. Лучшее время для таких съемок – ранние утренние или предзакатные часы. Наклонные лучи низко стоящего солнца хорошо освещают вертикальные поверхности и создают на них выразительные косые тени.

Хорошие снимки могут быть получены при рассеянном направленном свете (солнце за светлыми облаками), т.к. становится ниже контраст, но еще сохраняются тени. Это облегчает отображение на снимках углубленных элементов зданий: ниш, подъездов, оконных проемов, а также лепнины и других украшений.

Контровое освещение, может оказаться спасительным для некоторых объектов, особенно при съемке памятников, сильно пострадавших от времени. Большая часть их получается в виде силуэта, детали оказываются затемненными, и в результате повреждения на них, становятся не так заметны. Такое освещение дает интересное решение при съемке декоративных решетчатых оград, кружева деревянной архитектуры и современных полупрозрачных конструкций.

Хорошо если на ваших снимках город с его зданиями, постройками, скверами и парками, и конечно его жителями, выступает как единое целое. Архитектурные сооружения являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, наших наблюдений в отпуске, наших последующих воспоминаний. Фотография, как молчаливый свидетель жизни человека, способна органично передавать увиденное, нести положительные эмоции в вашу жизнь, и даже становиться произведением искусства.

Петрович Иван