25.05.2018

Вы здесь: Начинающим Несколько слов о макрофотографии

Несколько слов о макрофотографии

E-mail Печать PDF

или в траве сидел кузнечик…

Солнечным днем прекрасно расположиться на поляне возле реки. Лето, трава вода и масса насекомых, а не только вездесущие комары. Сотни бабочек и жучков, звон от стрекота кузнечиков, так и хочется запомнить это навсегда, запечатлеть для себя, похвастаться пред знакомыми и соседями. Для всех любителей фотографии это вполне возможно. Не нужно бояться сложностей макрофотографии, нужно сразу решить, что для вас это увлекательный отдых, а уж результат только приложение к нему, а не кубок в конце дистанции.

Следует отличать фотографирование крупным планом и макросъемку. Макрофотография
– съемка в масштабе, близком к отношению 1:1. Применяется для съемки насекомых, монет, растений и других мелких предметов. Микросъемка проводится при помощи микроскопа, но мы рассмотрим макросъемку, иногда обращаясь к съемке крупным планом.

Если не вдаваться в подробности, макросъемка ничем не отличается от обычной фотосъемки: следует найти объект, определить экспозицию (выставить диафрагму и выдержку), а главное – точно навести резкость.

Поскольку у большинства любителей фотографии есть компактная цифровая камера, то рассмотрим некоторые особенности ее использования. Компактный цифровой фотоаппарат с автофокусом без сменных объектива, позволяет снимать большинство сюжетов. Компакты не сразу стали пригодны для макросъемки, но их совершенствование не стоит на месте и по мере улучшения качества матриц и системы автофокусировки, они все шире используются в макросъемке. Главное достоинство, простота управления камерами, небольшой вес, широкий спектр автоматических настроек, в том числе и под собственные предпочтения, а недостаток – отсутствие ручной наводки на резкость, только автофокус. Даже в тех фотоаппаратах, где есть режим ручного управления глубиной резкости, он не работает совместно с режимом macro.

Два последних параметра являются определяющими для макросъемки, поэтому поговорим о них подробнее. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) напрямую зависит от фокусного расстояния вашего объектива, а поскольку он практически во всех камерах зуммирован (т.е. может изменяться) то от крайних значений, которые могут быть 7,3-29,2 мм, как на моем компакте. Чем больше диапазон, тем гибче можно подходить к процессу съемки. Чем больше вторая цифра, тем с большего расстояния можно фотографировать объекты. Но с увеличением фокусного расстояния уменьшается глубина резкости. И если при съемке пейзажа ошибка в даже в 1 метр компенсируется параметрами камеры, то при макросъемке ошибки недопустимы т.к. размеры объекта очень малы. Приходится делать как можно больше дублей т.к. автофокус пытается захватить окружающие предметы (особенно передний план), а не само насекомое. Иногда глубина резкости в компактах даже излишня – сложно отделить объект от фона. Для того чтобы ваш объект был весь в резкости. Существенный недостаток, из-за малого фокусного расстояния объектива, приходится подносить фотоаппарат почти вплотную к объекту. Конечно, проще снимать чуткое насекомое с расстояния в 25 см, чем с 3-5 см. Впрочем, если вы не очень навязчивы, то некоторые насекомые готовы терпеть вас около себя на любом расстоянии, достаточно долго.

ГРИП определяется установленной диафрагмой, поэтому хорошо, если у вашей камеры есть возможность устанавливать ею вручную. Диафрагма указана на объективе и может меняться от 2,8-4,1 до 8,0, как на моем компакте (чем больше отличаются крайние значения, тем лучше ваш объектив). Но чем больше значение диафрагмы, тем длиннее выдержку нужно установить (или она установится автоматически). А как мы знаем, это может привести к общей нерезкости изображения из-за микросдвига камеры. Не рекомендуется выдержка менее 1\60 при съемке с рук. Поэтому следует, обеспечить твердый упор камеры при более коротких выдержках, поставив камеру на землю, ваше колено, установив локти на землю, на подходящую корягу и т.п. Теперь, зная некоторые особенности, можно приступать к съемке.

Кого же выбрать в качестве первого объекта вашей макросъемки? Рекомендую начать со съемки растений (очень крупно). Перед вами откроется целый мир новых объектов, удивительных фактурой и цветом. Достоинство этой съемки в том, что объект не убегает, а стоит на месте, лишь покачиваясь от ветра. Чтобы устранить это, можно закрепить растение расщепленным прутиком, главное чтобы он не попал в кадр. Еще один большой плюс этих объектов, в том, что они легко вписываются в современный интерьер, будучи распечатанные в большом формате.

Приступив к съемке насекомых, мы тут же обнаружим, что они «ну никак не хотят позировать». Летят, бегут, прыгают, ползут и вам поневоле приходится превратиться в охотника. Подкрадываться, сидеть в засаде, выслеживать и все это ради одного кадра, но сколько удовольствия, когда вы видите, что он удался. Вам придется, не делать резких движений, не пугать насекомых своей тенью, плавно наступать на почву т.к. у многих из них слабое зрение, но они очень чутки к любым вибрациям. Что же делать? Во-первых, наберитесь терпения, ведь объект съемки может подлететь к вашей камере и даже сесть вам на руку. Во-вторых, не гоняйтесь за одним объектом, присмотритесь, скорее всего, рядом не менее колоритные насекомые.

Если вас по-настоящему заинтересовала макросъемка, приходите снимать рано утром, когда искрится роса и насекомые еще не столь активны. И напоследок, несколько советов от энтомолога и фотографа Владимира Блинова.
Есть несколько правил, выполнение которых позволит вам сделать это более-менее успешно:

  • больше шансов подойти к насекомому, когда оно чем-то занято. Скажем, к кузнечику легче приблизиться во время стрекотания. Если уж насекомые заняты едой или спариванием – это увеличит вероятность спокойно приблизиться к ним;
  • тщательно следите, чтобы не задеть веточку или травинку, на которой сидит ваш объект. Под ноги так и норовит попасться веточка, которая заденет вторую веточку, которая качнет травинку с сидящей стрекозой. И останется только грустно посмотреть ей вслед. Чтобы этого не произошло – очень внимательно смотрите под ноги;
  • подобравшись поближе, очень медленно и осторожно опуститесь на четвереньки, или присядьте, или ложитесь – как вам удобнее будет снимать.
  • Не садитесь на корточки – это очень неудобная и неустойчивая поза, из которой снимать очень трудно. Запомните: сидящий или лежащий человек пугает насекомое несравненно меньше, чем стоящий – у вас появились все шансы успешно закончить эту съемку. А не повезло... Ну что ж, лечь-встать, лечь-встать – зарядка тоже немаловажное дело для поддержания себя в форме.

Если вас заинтересовала эта тема, то напишите в редакцию, мы продолжим публикацию, но уже для более подготовленных читателей.

Представленные фотографии участвую в фотоконкурсе Драйв- 2009 www.drive.ten.by, поэтому автор неуказан.

24.06.2009
Иван С. Петрович

{jcomments on}