14.12.2018

Вы здесь: Начинающим Фотографирование в сложных условиях

Фотографирование в сложных условиях

E-mail Печать PDF

Восходы и закаты, что может быть прекраснее.

Закаты и восходы вызывают у фотолюбителя практически непреодолимое желание запечатлеть их на фотографию, но результат зависит не только от красоты картинки, которую вы видите, а от светового и графического рисунка кадра, от ваших фотографических умений.

Среди фотографий присылаемых на конкурсы (например, на www.drive.ten.by) мы видим множество закатов, рассветов и других пограничных явлений природы. Интерес к ним подтверждает и то, с каким вдохновением пишут о них поэты и писатели, отображают в своих произведениях художники. С другой стороны, жюри конкурсов, где есть номинация пейзаж, отмечает, что настоящие творческие находки в этом жанре крайне редки. Как же передать красоту природы на фотографии и не впасть в банальность.

Рассвет привлекают нас насыщенным необычным цветом и атмосферой. Утром пробуждается природа, солнце готово показаться из-за горизонта, ландшафт тонет в тумане, окрашивается в нежно-розовые оттенки, которые меняются, чем выше солнце восходит на небосклоне. Согласитесь, так и хочется взять фотоаппарат и запечатлеть эту красоту.

Фотолюбитель, редко застает восход солнца, ведь для начала нужно встать до рассвета, а для того, чтобы не прозевать, зайдем на сайт гидрометеоцентра и посмотрим, итак (20.07) Восход: 05:09; Заход: 21:21; Сумерки, начало: 04:17 конец: 22:14. – рано, очень рано. Именно поэтому большинство снимков получаются случайными, по дороге на рыбалку, за грибами и т.п. Все же придется навести будильник и захватить фонарик, ведь выйти на точку съемки нужно затемно. Второе условие, вы должны заранее определиться, где будете снимать, и в какой точке горизонта будет восходящее солнце. Оно из важных условий этого вида съемки, включение в кадр, как минимум узкой полоски земли. Причудливые облака во весь кадр, не могут задать для зрителя точку отсчета, показать масштаб явления, поэтому потребуется узнаваемый объект на земле, от которого зритель и сможет оттолкнуться. Линия горизонта устанавливает соотношение между небом и землей, показывает, как погода влияет на природу.

Успех кадра зависит от того, что кроме неба попадет в кадр. Фотолюбители, увлекшись цветовым рисунком, именно на это не обращают внимания. И в результате, летящие облака над пепельно-черным горизонтом, или прямой линией леса и т.п.

Первое название фотографии – светопись, и это с особой силой проявляется при съемке рассветов, закатов. Первый свет, еще до появления солнечного диска, сразу после наиболее прохладной части ночи. На листве выпадает роса, над водной поверхностью и полями клубится туман. Если погода холодная, то все покрывается инеем, а иногда даже сильной изморозью. Свет солнца, как на рассвете, так и на закате, быстро меняется. Перед восходом свет имеет голубой оттенок, на закате скорее оранжевого и красного оттенков.
Особенно интересный эффект получается, если возникает сочетание высоких перистых или слоистых облаков с низкостелющимся туманом. Появляется переход направленного снизу вверх солнечного света к более рассеянному общему освещению, размывающему тени. Освещение на рассвете идеально для съемки панорамных пейзажей, групп деревьев и отдельных растений, и конечно водных поверхностей.

Закаты (как и восходы) – одновременно и объект съемки, и источник света. Низкое положение солнца на закате, создает своеобразный свет, ведь атмосфера его преломляет и отражает. Поэтому доминирует красные полутона (длинноволновое излучение) и уменьшаются синие полутона (коротковолновое излучение). Дымка нагретого за день воздуха, также задерживает часть синего излучения. Небо играет всеми красками, наблюдаются плавные переходы тонов, и эффектные сочетания цветов, но часть неба, освещенная под острым углом, получается синей.

При съемке, можно воспользоваться светофильтрами, чтобы внести поправки (например, воспользоваться голубым светофильтром, чтобы снизить голубизну неба).

Интересен момент сразу после захода солнца, сумеречный свет сначала по цвету похож на солнечный свет в полдень, но он быстро смещается в синий цвет. В этот период сумерек очень интересно снимать оставшиеся красные облака, освещенные закатившимся солнцем, выделяющиеся на фоне более темных очертаний природных объектов на земле. Это время наиболее интересно для «ночной фотосъемки», т.к. еще есть естественный свет и в тоже время уже зажгли уличные фонари, освещены витрины магазинов и светятся окна, все это выглядит значительно лучше, чем в полной темноте, поскольку прекрасно сочетается между собой.

Советовать легко, но как же без советов.

Несколько технических приемов чтобы улучшить снимки восходов и закатов.

Собираясь на съемку, узнайте прогноз погоды, обращайте внимание на тенденцию и перемены в погоде, будьте на месте съемки за полчаса до назначенного времени, может рассвет (сумерки) окажутся интереснее.

Съемка рассветов (закатов) проходит в сложных световых условиях, ведь часть кадра освещена ярким лучами низкостоящего солнца, а остальные детали кадра находятся в тени. Поэтому, очень важно правильно и быстро определить верную экспозицию. Матричный замер современных камер, скорее всего, неверно, определит освещенность сцены, мелкие объекты кадра находящиеся в тени останутся без деталей. Подобрать нужную коррекцию экспозиции можно экспериментальным путем, сделав несколько тестовых снимков с разными поправками, контролируя полученный результат по дисплею (или по гистограмме).

Столь сложные световые условия зачастую не могут быть воспроизведены цифровой матрицей из-за ее технических характеристик (недостаточного динамического диапазона). Иногда для исправления этого недостатка, можно применить градиентный фильтр. Вторая возможность, это функция «брекетинга» (вилка) снять со штатива несколько дублей с разными экспозиционными поправками, это позволит выбрать лучший вариант. В крайнем случае, доработать в Фотошопе, или, при помощи технологии HDR, собрать эти кадры в одну фотографию.

Не надейтесь на случай, даже зная, что многие кадры получаются случайно, для съемок с длительной экспозицией вам не помешает штатив.

Чтобы получить солнце крупным планом, вам нужно снимать на максимальном приближении (если ваш фотоаппарат имеет ZOOM), а лучше использовать объектив с фокусными расстоянием более 200 мм (при использовании длиннофокусных объективов, опять таки потребуется про штатив). Если вы будете фотографировать с широким углом зрения объектива, знайте, что солнце будет занимать лишь малую часть кадра, зато много места будет отведено облакам и фактурным деталям на земле.

Если вам, не удается в автоматическом режиме навестись на резкость (низкое освещение), то лучше переключитесь на ручной режим.

Будьте осторожны, когда вы смотрите на солнце через видоискатель, когда оно ещё достаточно высоко в небе – это может быть опасно для ваших глаз.

Не располагайте линию горизонта посередине и по возможности избегайте центральной композиции, чем постоянно грешат начинающие фотолюбители, следующие на поводу у техники. Вспоминайте иногда, про правило третей (разделите кадр на части двумя линиями по вертикали и по горизонтали, в точках пресечения линий должны находиться сюжетно важные детали). Иногда нарушайте все законы композиции, если уверены в результате.

Данный вид съемки тяготеет к силуэтам в качестве центра внимания, облака и буйство цвета не спасут вашего кадра, если на земле не будет того, что будет привлекать взгляд. Это может быть и отдельное дерево или группа, интересная линия горизонта, горная гряда, причал, лодки на воде, силуэты людей, архитектурные строения или их группы. Они добавляют настроения таким снимкам, привязывают их к узнаваемым объектам несут новый смысл.

И еще один совет напоследок, вся прелесть восходов (закатов) в том, что они создают замечательные цвета не только в небе, но и вокруг вас, осмотритесь по сторонам, возможно, ваш кадр у вас за спиной. Главное пробуйте, и будьте внимательны, свет в это время постоянно меняется, фотографируйте и экспериментируйте, и у вас все получится

Иван Петрович
www.fotobank.by