17.10.2018

Вы здесь: Начинающим Очарованье осени

Очарованье осени

E-mail Печать PDF

Пронизанные светом березовая роща, блестящее от росы поле, буйство красок леса в заходящем солнце, тихое ненастье с туманами и даже ранними заморозками, ветер и даже затяжные дожди, тихая грусть «бабьего лета». Осень прекрасна своей цветовой гаммой, а изменчивая осенняя погода способна за один день изменить весь облик природы. Желтеющими листья все больше покрывают деревья, затем их цвет становится, все ярче и интенсивнее, а затем они начинаю увядать, и в их красках проявляется все больше коричневого, но к нашей радости, не успев почернеть листья опадают, устилая пестрым ковром землю, дорожки, скамейки. Пространство, открывающееся за счет опадающей листвы, и мягкое освещение создают особо благоприятные условия для фотосъемки.

Требования к съемке любого пейзажа в любую пору года очень похожи, но как не бывает двух одинаковых пейзажей, так их фотосъемке сопутствует множество особенностей. Для съемок сюжетов золотой осени – лучше всего подходят ясные, солнечные дни. Красивые снимки могут получаться и при съемке открытых пространств, и в парке или в лесу. Осенью в лесу, в несколько раз светлее, чем летом, ведь листвы стало меньше, а окраска у нее стала светлее. По этой же причине происходит общее снижение контраста светотени, что существенно облегчает фотосъемку. В эту пору легче всего удается передать на фотографиях общее настроение и состояние природы, именно тогда они становятся украшением любого интерьера квартиры, журнала и даже выставки.

Интересно смотрятся группы или даже отдельно стоящие лиственные деревья. А традиционные снимки осеннего леса, хорошо получаются, там, где есть открытый участок, чтобы можно было показать, не только как кадр заполняют деревья, но и выстроить перспективу. В пасмурный день, мягкий свет и низкий контраст позволять запечатлеть всю гамму оттенков листвы, и даже небольшие детали изображения. А в туман, вы наоборот, сможете подчеркнуть только главное в кадре, настроившись на обобщение сюжета, и на приглушенную цветовую гамму. Водная гладь, фонтан или небольшой водопад спасут настроение и снимок, даже в самый пасмурный и ненастный день. А выглянувшее солнце, в контровом свете, пройдя через листья, придает им сияние, и ваш снимок становится просто потрясающим.

Совет
Для съемки в лесу пригодится широкоугольный объектив (например, 24 мм), ведь всегда хочется захватить побольше пространства леса, а возможность отойти зачастую ограничена.

Небольшой участок леса может послужить вам для создания самых различных снимков, поэтому подумайте, а затем поищите такой участок в ближайших окрестностях и наведывайтесь туда по возможности, ведь смена времен года, и тем боле смена погоды, меняют его состояние до неузнаваемости. А иногда интереснее наведать что-нибудь более отдаленное, городской парк или сельскую усадьбу, а может старинные развалины или окрестности красочного озера.

Совет
Не стоит снимать в качестве осеннего пейзажа ели, сосны и другие вечнозеленые деревья, намного интереснее клены, березы, рябина, липы и т.п. лиственные породы деревьев, которые осенью все время меняют свою окраску. Вообразите себе листья клена в контровом свете, или каштаны украшенные плодами, плоды рябины, кусты шиповника…

Опавшая желтая листва создает на переднем плане излишнюю пестроту и делает его очень светлым, что ухудшает передачу глубины пространства. В таком случае кадр можно построить так, чтобы передний план был в тени или включить в него более темный объект. Исключение составляют сюжеты, в которых мы стремимся сосредоточить внимание зрителя именно на опавшей листве (например, используя широкоугольный объектив). В таких снимках резкость переднего плана и его тональная проработка должны быть максимальными, что может подчеркиваться использованием светофильтров. Кроме самого объекта съемки и его композиции, очень важны свет, цветовое и тональное решение кадра. Неожиданная композиция, точка съемки, и выбор угла зрения объектива (или применения зуммирования) позволяют разнообразить ваши снимки, придать им оригинальности и образность.

Осеннее солнце уже не такое яркое и ниже стоит на небосклоне. Для съемок подходит почти любое время дня, хотя все же стоит избегать его ярких бликов и большого цветового контраста. Снимая в контровом свете (свет в объектив) лучше воспользоваться утренним и вечерним солнцем. Оно делает длинными тени и сильнее просвечивает листья.

Совет
Обратите внимание, чтобы прямые лучи солнца не попадали в объектив т.к. они могут испортить кадр, поместите объектив в тени от дерева.

С появлением заморозков и появлением первого снега общая картина в природе резко меняется. Повышается освещенность, возрастают контрасты, пейзаж становится более ярким. Если вы хотите на снимке передать характер погоды, а не только графический рисунок изображения, то нужно смотреть, чтобы фактура снега была проработана, добиться этого при рассеянном освещении очень сложно. Следует сделать несколько вариантов снимка, меняя экспозицию. На некоторых деревьях еще сохраняется потемневшая листва, она имеет промежуточную тональность между совсем черными стволами деревьев и белым снегом, обогащая цветовую и тональную палитру снимка. Впечатление глухой осенней поры усиливают, вводя в кадр не замерзшие лужи с отражающимися в них деревьями и небом. Для большего эффекта в ясную погоду применяют оранжевый светофильтр, а в пасмурную – нейтрально-серые градиентные (оттенённые), которые делают небо более темным, тревожным.

Определение экспозиции при съемке открытых осенних пейзажей затруднений не вызывает вследствие невысокого, в отличие от лета, контраста. Наиболее простой способ – по интегральной яркости объекта съемки. При съемках в лесу в период золотой осени тени хорошо подсвечены отраженным световым потоком от желтой листвы, поэтому интервал яркостей и в этом случае относительно невысок. Тени должны быть достаточно проработаны, чтобы они не получились на снимках очень темными. Кратность всех светофильтров желто-оранжевой группы в пору «золотой осени» меньше, а голубого, наоборот,— больше номинальной. Трудности замером экспозиции могут возникать при съемке сюжетов, где земля покрыта свежевыпавшим снегом. Контрасты при этом очень высоки, особенно в солнечную погоду. Преодолеть высокий интервал яркости таких сюжетов можно только при очень точном экспонировании.

Совет
Для зеркальных фотоаппаратов, можно использовать поляризационный светофильтр, – он ослабит блики на мокрой листве и улучшит качество цвета.

Представьте себе серию фотографий сделанных с одного и того же пейзажа, в разные времена года, в разное время дня, в разные состояния погоды. Это могут быть не только обычные сезонные изменения, но и образ заданный вами, нашедший воплощение в природе.

Дорога или аллея между рядами деревьев часто снимаемый объект, но по-прежнему пользуется популярностью, по-прежнему романтичен.

Совет
Используйте телеобъектив 200-300 мм (пленка) направив его вдоль аллеи, это сожмет перспективу, сгруппирует деревья. Широкоугольный объектив, наоборот выявит выразительные линии и элементы, которые будут сходиться в отдалении.

Совет
С помощью широкоугольного объектива при съемках в лесу легче всего получить разделение планов. Сюжеты с открытым пространством, наоборот, лучше снимать длиннофокусной оптикой, чтобы дальние планы не получались на снимках чересчур мелкими, а атмосферная дымка как бы усиливалась, создавая иллюзию глубины пространства.

Совет
Глубинному восприятию сюжета способствуют темные предметы на переднем плане. Подчеркнуть перспективу можно, включив в кадр линию дороги, тропинку, уходящую от края кадра в его глубину. Чтобы снимки с такими сюжетами не получились слишком монотонными, «серыми», поднимают тональную шкалу изображения, включая в кадр мокрые бликующие поверхности, лужи с отражением неба или, наоборот, очень темные предметы.

Петрович Иван