17.07.2018

Вы здесь: Начинающим Фотографируем просто

Фотографируем просто

E-mail Печать PDF
У вас есть цифровой фотоаппарат, и вы уже отсняли первую тысячу кадров. Вам хочется большего, тогда эта статья для вас. Освоение любой техники начинается с руководства пользователя, прочтите внимательно «Полное руководство пользователя». Там написано, какие из перечисленных ниже возможностей доступны именно вашему фотоаппарату, а также, дано разъяснение многим общеупотребительным фотографическим терминам. Но все ли там написано, для мало-мальски требовательного фотолюбителя? Мы читаем статьи и новости в интернете, как справиться с обилием терминов и понятий, может, в этом вам смогут помочь наши статьи.

Раз у вас есть фотоаппарат, то в нем есть и три взаимосвязанных устройства сильно влияющие на конечный результат. Это объектив и его диафрагма, которые пропускают нужное количество света, ограничивая его за счет регулирования диаметра отверстия объектива. Есть затвор, который на некоторое количество времени пропускает прошедший объектив свет к матрице (или пленке), и есть матрица, от характеристик которой и зависит, как изображение зафиксируется в конечном файле. Мы не будем рассматривать последующую доработку полученного (сохраненного) изображения, это тема дальнейших статей. Остановимся подробнее на том, как влияют данные устройства и их функции на формирование четких фотографий.

Как правило, у компактной камеры (например, Canon 640 или т.п.) есть зум-объектив, экспокоррекция, набор сюжетных программ, ручная фокусировка и др. Но это не главное, – фотографию делает фотограф, а не аппарат. Старое правило фотографа: «Снимайте все, что кажется вам интересным, самое важное, чтобы ваш аппарат всегда был при вас.

Объектив

На моей камере, как и на подавляющем числе компактов, стоит широкоугольный объектив с переменным фокусным расстоянием (7,3-23,3мм). При съемке такими объективами следует помнить, что большинство из них в силу своей широкоугольности имеют свойство искажать предметы по краям кадра. Они как бы увеличивают перспективу (например, на фотографии аллеи, ветви на заднем фоне кажутся дальше, чем есть на самом деле). Эти искажения помогают придать пейзажу больший объем.

При съемке портрета, не подходите вплотную и не используйте максимальный угол, т.к. если подходить к портретируемому слишком близко, можно исказить пропорции лица, лучше увеличьте фокусное расстояние. Зум-объективы позволяют изменять угол «зрения» фотокамеры, не только приближая объекты, но и изменяя сам характер перспективы в целом.

Диафрагма

Вы выбрали объект, свет, отразившись от объекта, попал в ваш объектив. Если вы ставите режим «Авто» на вашем фотоаппарате и вас устраивает качество фотографий, то эта статья не для вас. Для тех, кто любит думать, задача состоит в том, чтобы начать управлять формируемым изображением. Есть два основных аспекта применения диафрагмы. Первый, технический – получение должного светового потока, для технически качественной фотографии. Второй – использования диафрагмы для решения художественных задач..

Полностью открыв диафрагму (т.е. установив минимальное число, допустим F2.8) мы позволяем максимальному количеству света пройти через объектив. Это вынужденная мера, поскольку изображение плохо освещено. Чтобы управлять диафрагмой самостоятельно, нужно перейти в режим «приоритет диафрагмы» или «ручной режим». Полностью открытая диафрагма позволяет сделать резким очень ограниченный участок изображения.

Полностью закрыв диафрагму (т.е. установив минимальное число F8(F22)) мы позволяем минимальному количеству света пройти через объектив. Это происходит при обилии освещения, в солнечную погоду или в павильоне. Полностью закрытая диафрагма позволяет сделать резким максимальный участок изображения. Заметим, что крайние значения диафрагмы ухудшаются оптические характеристики объектива, т.к. характеристики дешевых объективов неоптимальные. При съемке, когда все должно быть резким (пейзажи, интерьеры, макро и архитектура) требуется большая ГРИП.

Среднее значения F5.6 обеспечивает средний световой поток и резкой выглядит большая часть изображения.

Затвор

Далее свет может быть ограничен только затвором, который устанавливает выдержку, т.е. время, в течение которого матрица подвергается воздействию света.

За время своего развития фотография были изобретены механические, электромеханические и электронные затворы, они позволяют делать выдержку от нескольких секунд до нескольких тысячных долей секунды. Сложность и точность данного механизма, влияют не только на цену вашего фотоаппарата, но и на его надежность. Зачастую в инструкции пользователя указано, сколько срабатываний затвора гарантирует фирма изготовитель. Для компактных камер эта цифра около 50 000-70 000 срабатываний, сравните профессиональные репортерские камеры более 200 000 срабатываний затвора.

Выдержка

Выдержка существенно ограничивает возможности при съемке с рук, так как при выдержке 1/30 и длиннее камера начинает давать смазанные изображения из-за «шевелёнки» (сдвига камеры вследствие дрожания рук и микроствига от срабатывания затвора). Устранить это можно закрепив камеру на штативе. Короткие выдержки 500(1/500 сек) и короче позволяют, как бы остановить движение, резким может быть как объект (машина) так и фон. Если при съемке использовать более длинную выдержку и провести фотоаппарат за объектом, отслеживая его, то мы существенно улучшаем изображение (т.к. объект резкий, фон смазан). Более длинная экспозиция (без проводки) может оставить фон резким, а объект смазанным. Еще одним интересным эффектом может стать длинная выдержка (до нескольких секунд) при съемке текущей воды (водопады, фонтаны, бурная река и т.п.) – вода не застывает в виде отдельных брызг, а приобретает текучесть, пластичность и плотность.

Матрица

Последним рубежом на пути света является. Именно благодаря ей изображение прошедшее объектив и затвор переводится в цифровой вид, а затем в видимое изображение на экране монитора. Ее важнейшие характеристики, это количество пикселей (ячеек матрицы), разрешающая способностью, степень программно-аппаратного сжатия изображений. От характеристик матрицы сильно зависит чувствительность, например: ISO 50, 10, 200, 400.
Компактные цифровые фотоаппараты чувствительны к значениям светочувствительности (ISO). Опытные фотолюбители придерживаться следующего правила: чем меньше ISO – тем лучше. Это связано с потерями качества изображения из-за шумов, и хотя с повышением чувствительности вы можете снимать на более коротких выдержках или при более низком уровне освещенности (без вспышки), выгода кажущаяся.

Физический размер матрицы, определяющий фактор качества изображения. Как правило, компактные камеры являются «кропнутыми» т.е. имеют меньший размер по сравнению с кадром узкой пленки. Кроп-фактор (Kf) – это отношение диагонали пленочного кадра 24х36 мм к диагонали данной матрицы (у полнокадровой матрицы Kf=1). Важнейшей характеристикой, зависящей от размера матрицы, является величина «шумов». Так, камера с матрицей (22x15 мм, Kf=1,6) позволяет устанавливать ISO в восемь раз больше, чем камера с матрицей 1/2.7" (5,4х4,0 мм, Kf=6,4) при сохранении примерно одинакового уровня шумов. А это позволяет снимать более четкие фотографии в значительно худших условиях. Шум на изображениях также зависит от программных настроек повышения резкости и шумоподавления фотоаппарата, поэтому матрицы одного типоразмера на разных камерах «шумят» по-разному. Подчеркнем, что размер матрицы влияет и на ГРИП – чем больше матрица, тем меньше глубина резкости при равном угле зрения и одинаковом количестве пикселей. Кроме того, у больших матриц шире динамический диапазон, естественнее и натуральнее цвета.
Попробуем обдуманно и взвешенно использовать диафрагму, выдержку и матрицу (вернее ее параметры, прежде всего – чувствительность). Приступая к съемке перво-наперво оцените, сюжет. Ведь на фотографии изображение плоское, и только за счет ваших усилий вы можете передать глубину и пространство изображения. Определите, какая глубина резкости вам нужна (ее еще называют глубиной резко изображаемого пространства – ГРИП). Для чего это нужно? Свойство простых цифровых камер, автоматическая наводка на резкость. Не зависимо от сложности этого устройства, оно отнимает у вас одну из составляющих творческого процесса формирования изображения, поэтому не пускайте этот процесс на самотек. Ведь при съемке портрета важнее всего глаза и лицо человека, а не фон на котором он снят. А ведь фокусировка может произойти по четким линиям деревьев в парке, а не по плавным линиям лица вашей подруги.

ГРИП

Практически все изображения имеют глубину, т.е. третье измерение (не только влево и вправо от точки наведения на резкость, а и к объективу и от объекта). В зависимости от диафрагмы и от объекта, на которую мы наводим камеру, у нас получается зона резкости. Ее протяженность зависит от раскрытия диафрагмы, чем шире открыта диафрагма (меньшее числовое значение) тем меньше ГРИП. А также размера матрицы фотоаппарата (чем меньше матрица при равном угле зрения, тем больше ГРИП, чем больше пикселей при равной площади, тем меньше ГРИП). От фокусного расстояния (чем больше значение, тем меньше ГРИП). Но самым значимым является сам снимаемый сюжет (чем больше расстояние до главного объекта, тем больше ГРИП).


Часть совсем простых фотоаппаратов используют эффект "гиперфокального расстояния" и не имеют механизма фокусировки. У них жестко установлена диафрагма объектива таким образом, что объектив аппарата сфокусирован на гиперфокальное расстояние, область резко изображаемого пространства начинается с расстояния 1-2 м. от камеры и заканчивается на бесконечности (используются значение диафрагмы F8 и более). Другими словами, фокусировка на гиперфокальное расстояние позволяет получать максимально большую ГРИП.

Несколько примеров. Как написано в руководстве пользователя: «Портрет – объект выделятся за счет размытия фона». При съемке классического портрета, главное это лицо портретируемого и глаза на нем, все остальное должно уходить на второй план, быть размытым, не мешать рассматриванию изображения. Этого и добиваются, уменьшая до предела диафрагму. Иногда резкими являются только глаза портретируемого. Другими способами добиться того же эффекта сложнее.

Противоположный случай, осенний пейзаж, листья и камни переднего плана, должны быть резкими, собственно как и лес на горизонте. Или в макросъемке, когда стремление видеть все детали насекомого требуют диафрагмы F22 и кольцевую вспышку т.к. иначе не добиться такой диафрагмы и выдержки, и получить качественное изображение.

Терминология

Фокусным расстоянием называется расстояние между оптическим центром объектива и светочувствительным слоем (матрицы). Если объектив сфокусирован так, что очень удаленный объект на светочувствительном слое получается резко (наводка на бесконечность), то расстояние между плоскостью диафрагмы объектива и светочувствительным слоем будет равно фокусному расстоянию данного объектива.

Динамический диапазон — это способность фотопленки или матрицы цифровой фотокамеры передавать весь диапазон, от деталей в самых светлых участках, до деталей в глубокой тени. Чем шире диапазон, тем лучше фотография.

Экспокоррекция – функция внесенения поправок в автоматический механизм определение экспозиции. Применяется там, где камере сложно самостоятельно сориентироваться с определением оптимальной экспозиции (например множественные источники отраженного света, позади человека).

Ручной режим – выдержка и диафрагма устанавливаются вручную.

Программный режим – предустановленные настройки фотокамеры, оптимизированные для съемки какого-либо сюжета, например портретов, пейзажей, спортивных соревнований, пляжа, снежного пейзажа, слабо освещенного и ночного пейзажа, фейерверков, музейных экспонатов, и т.д.