23.11.2017

Вы здесь: Обзор МедиаОбзор «Беларуски» Алены Адамчик

«Беларуски» Алены Адамчик

E-mail Печать PDF

В Беларуси много чего нет!? А может оно и есть, только из-за нашей местячковости не попадает в поле нашего внимания. У нас нет творческих фотоальбомов?! Возможно все дело в отсутствии внимания к творческой фотографии в Беларуси, или в том, как она развивается?

Наметившийся в 2010 г. спад в белорусской фотографии показателен снижением общего количества выставок, но никак не отразился на работе наиболее активных авторов. Сразу вспоминается, пусть и очень своеобразная и многогранная, выставка «По дороге на Грюнвальд», которая за полгода объездила 5 городов Беларуси. Запомнится деятельность Игоря Савченко, у которого выставки в Минске, в Польше, а может и еще где-нибудь, немногочисленные успехи других авторов.

Несомненный успех Алены Адамчик – 5 (пять) альбомов, за 6 лет, это для Беларуси феноменальный результат. Скорее всего, он так и останется недооцененным, как с точки зрения культуры, культурологи, арт-маркетинга, так и со стороны фотоискусства. Кажущаяся скороспелость альбомов, иллюзорна т.к. опирается на многолетнюю работу Алены Адамчик в сфере фотографии, на вживание автора в среду избранную для отображения на фотографиях. Это свидетельство личных качеств, автора как бизнесмена, ведь все альбомы изданы без государственного финансирования. Но самое главное, это даже не сама фотография. Важнее то, что благодаря этим фотоальбомам и тем женщинам, что отображены на фотографиях, Беларусь становится понятнее, а главное ближе к Европе.

Фотоальбомы нашили свое место в Национальной библиотеке в отделе редкой книги, так что есть уверенность, что фотографии оценят как критики так теоретики и фотоискусства. Даже ценители фотографии смогут ознакомиться с творчеством Алены Адамчик, запросив в библиотеке альбом из серии Bielaruski («Bielaruski – women of Europe», «Women of Monaco» и др.).

Фотографии Алены Адамчик изысканны по замыслу, хороши по исполнению, наполнены светом, интересны окружающим колоритом. Фотография постановочная, ее можно даже отнести к станковому портрету. Композиция всегда подчинена сюжету (сценарию снимка) и выстроена в совершенстве, но не в угоду классицизму, а в соответствии с целью фотохудожника. С другой стороны, фотографии Алены Адамчик близки к литературе. Образ строится из сотканного в процессе общения сюжета, в рамках которого и идет фотосъемка. Это подспудное превалирование сценария съемки над всем процессом, обращает зрителя к внутренним ассоциациям, выстраивает прочтение снимков по законам визуального восприятия, но в соответствии с некими литературными канонами.

Вспомнился совершенно другой фотоальбом «Женщины Беларуси». Большой, толстый, глянцевый официозный, и даже помпезный. Говорил ли он что-то о женщинах, не знаю, скорее о власти. Был ли там создан образ белорусской женщины, не думаю, скорее образ надменности и официозности. Конечно, такие проекты нельзя сравнивать т.к. можно невзначай обидеть портретируемого, но сравнивая фотографии как продукт творчества, стоит только удивляться и сожалеть, понимая, сколько государственных денег бесцельно расходуется на тиражирование безвкусицы. Хочется надеяться, что в стране наконец появятся фотоальбомы не только других фотохудожников, но и в других жанрах фотографии.