23.11.2017

Вы здесь: Персона Фотохудожники.. Нехайчик Владимир Андреевич (1937-2007)

Нехайчик Владимир Андреевич (1937-2007)

E-mail Печать PDF
Выставка «Память друзей» – фотографии разных лет В.А. Нехайчик.

Вот и прошел год (март 2008) со дня смерти Владимира Андреевича , выставка позволила еще раз прикоснуться к творчеству автора, узнать еще незнакомые пласты его фотографии.

«Памяти известного белорусского фотографа», так написали кураторы выставки, а неумолимое время, уже внесло его в легенды белорусской фотографии. Памяти фотографии, которую мы знаем и ценим, сохранить которую мы стремимся. Но намного важнее сохранить память о людях.

В.А. Нехайчик был членом Народного фотоклуба «Мiнск», членом творческого союза «Фотоискусство». На выставке представлены работы из нескольких фотографических проектов, осуществленных автором в течение 1960-2007 г.г.
Выставка проходит с 20-го февраля по 16 марта 2008 г.

Выполняя старое обещание, привожу анонс к выставке 2006 г. Владимира Андреевича, вступительный текст Виктора Журавкова и краткое интервью с Автором.
Петрович Иван

Нехайчик Владимир Андреевич.

Родился в Минске в 1937 году. На сегодняшний день – один из наиболее известных и часто выставляющихся фотолюбителей Беларуси.

«Бей в барабан, когда почувствуешь, что не можешь не ударить» – сотни людей, когда-либо державших в руках фотокамеру, согласятся с этими словами. Владимир Нехайчик снимал много: и в школьные годы, когда отец впервые подарил «Любитель», и во время учебы в Горецкой академии, когда появился «Зоркий», и в «Белгипросельстрое», где работал инженером по планировке сельских населенных пунктов. Но только в 1963 году пришло осознание, что фотография может стать чем-то большим, чем досуговое времяпровождение, именно в этом году Владимир Нехайчик пришел в фотоклуб «Мінск». Пробовал себя практически во всех видах фотографии: пейзаж, репортаж, жанр, акт, натюрморт. Наибольшее удовлетворение, по мнению самого автора, приносит пейзаж, портрет и то, что художники называют «городская ведутта».

Свой пусть в фотографии Владимир Нехайчик искал долго. Обычно выражение «долго» ассоциируется с сочетанием «долго и мучительно», здесь скорее не так: дубу надо немало времени, чтобы войти в силу, женьшень растет долго, но может поэтому он и женьшень. Неспешность, замедленность движения, проистекающие все же не от косности и душевной расслабленности, начиная с «Сонета» Богдановича, рассматриваются как внешне заметные качества белорусского национального характера. На самом деле быть белорусом не значит громогласно провозглашать себя сторонником национальной идеи или наоборот стыдливо отводить в сторону взгляд, слушая подобные разговоры; скорее это ощущение нашего отличия от соседей: мы не лучше и не хуже, мы другие. Владимир Нехайчик – самый белорусский из всех белорусских фотографов. Скромность, трудолюбие, умение видеть и чувствовать и, как следствие, созерцательность и поэтичность, совершенная неагрессивность, тактичность и внимательность, опасение внешней эффектности, – то, что мы видим в работах Владимира Нехайчика, разве не этим отличается белорусский национальный характер. Иногда нелегко воздержаться от громких слов, но невозможно не отметить, что Владимиру Нехайчику дарован драгоценный и не часто встречающийся дар – счастливое умение не замечать своего таланта. Может быть поэтому зрителю так легко, свободно и не затруднительно беседовать с работами этого удивительного мастера.

Виктор Журавков

Персона

Нехайчик Владимир Андреевич

«Куда приходит фотолюбитель»?

Как вы уже знаете, из №2 «Фотографического вестника», в Национальном музее истории и культуры Беларуси проходит цикл выставок НФК «Мінск». Вторая выставка данного проекта, «Нёманскія акварэлі» В.А. Нехайчика, интервью провел – Иван Станславович Петрович.

И.С. Владимир Андреевич. Вы фотохудожник, имеете ряд персональных фотовыставок, и по-прежнему входите в НФК «Мінск». Можно ли сказать, что вы один из старейших фотолюбителей в ряду творческого союза «Фотоискусство»? Не тяготит ли Вас это «звание»?

В.А. Можно конечно сказать, что и самый старейший, но не тяготит.

И.С. Это конечно очень приятно. Как вы пришли в фотографию?

В.А. В фотографию, можно сказать, я пришел в детстве. Был в 8-ом классе, отец подарил фотоаппарат «Любитель» и я снимал 6х6 см., вот с тех пор я стал фотографировать. Но, по настоящему я стал заниматься фотографией с 1963 года, когда я пришел в фотоклуб «Мінск».

И.С. Чем сегодня для вас является фотоклуб?

В.А. Как сказать, как бы своя мать, свое место – где я могу встретиться с друзьями, товарищами по фотографии. Обменяться мнениями, вместе съездить на пленэр, вот это для меня все фотоклуб.

И.С. Вы уже не первый год занимаетесь цифровой фотографией, для вас это был естественный переход или просто более простой инструмент?

В.А. Нельзя сказать, что я занимаюсь цифровой фотографией. Я не снимаю на цифру. Я снимаю обычным фотоаппаратом в основном на черно-белую пленку, на цвет почти не снимаю. Печатаю на обычной фотобумаге и уж потом перевожу в цифровую форму, сканируя и обрабатывая на компьютере. Поэтому нельзя сказать, что это чисто цифровая фотография.
И.С. А черно-белую фотографию вы печатаете в фотосервисе?

В.А. Нет, печатаю у себя дома. Затем сканирую, перевожу в цвет и приемы я добавляю при работе на компьютере.

И.С. Судя по вашим последним выставкам, вы все больше отходите от фотографии и все ближе к искусству создания образа, инструментом вам служит и фотография и возможность ее интерпретации средствами компьютерных программ? Это для вас это ближе сейчас?

В.А. У меня были различные выставки, в том числе и пейзажа, как черно-белая фотография, так и цветная. Сегодня склонен делать монтажи, снимаю, а уже затем делаю картинку, добавляя в нее элементы, вплоть до головы и лица. Вот таким образом.

И.С. Что для вас творчество, это способ отвлечься от сегодняшних будней или средство самовыражения?

В.А. Скорее всего самовыражение. А от будней как от них отвлечешься?! Самовыражение конечно, т.к. когда я ушел на пенсию, то решил побольше заняться фотографией. И если до пенсии у меня была одна персональная выставка, то все остальные сделал уже позже.

И.С. Вы уже на пенсии, пошли ли ваши дети или внуки по вашим стопам?

В.А. Они все фотографируют, но они скорее снимают для себя.

И.С. Кого Вы считаете своим учителем в фотографии?

В.А. Да когда-то я много взял у Николая Ивановича Бойцова, мне нравился его стиль, мягкость фотографии, особенно портреты – изображение приятное, да и пейзажи интересные. Когда я пришел в клуб он, похоже, был в таком возрасте как я сейчас. Вот я его считаю Учителем.

И.С. Какая из фотовыставок произвела на Вас наибольшее впечатление?

В.А. Вы знаете, я как-то не старался выделить или оценить выставки, ведь каждый автор самобытный какой-то и один нравится и второй и третий.

И.С. Ваши пожелания коллегам по фотографическому союзу.

В.А. Хотелось бы, чтобы наш фотографический союз делал такое дело, чтобы поднял пласты нашей белорусской фотографии. Оценил то, что было сделано авторами когда-то, в том числе теми, кого уже нет с нами. Пропустил через что-то, и показывал выставки ретроспективные.

И.С. Может быть наш «Фотографический Вестник», в котором есть рубрика странички истории, поможет в этом.

В.А. Я думаю, что, публикуя о старых авторах, делая подборки, мы вместе сможем постепенно устранить этот пробел в истории белорусской фотографии.