21.09.2017

Вы здесь: Персона Кураторы Васильев Юрий Сергеевич

Васильев Юрий Сергеевич

E-mail Печать PDF
Заслуженный работник культуры БССР, куратор галереи «Мир Фото»*

О ее величестве Фотографии, о галерее “Мир Фото» и о себе.

  • Рубрику «Персона» открывает интервью c Юрием Сергеевичем Васильевым – известным фотохудожником, который много лет отдал развитию фотографии в Беларуси. Вопросы задает редактор «Фотографического вестника»** – Петрович Иван Станиславович.
Иван Станиславович (далее И.С.). Так сложилось, что вы стали профессиональным галерейщиком? Меняет ли это что-либо в вашем отношении к фотографии? Есть ли отличие от фотолюбительского подхода, в том числе к выставкам?

Юрий Сергеевич (Ю.С.). Не совсем галерейщиком. Дело в том, что наша галерея «Мир Фото» (думаю, как и все фотогалереи в Беларуси) функционирует в режиме выставочного зала. Закупка и продажа работ полностью отсутствуют. Наша галерея за все время продала 3 работы. А ведь это является экономической основой деятельности галереи, определяет степень ее свободы, художественную направленность. К этому нужно стремиться, но боюсь, что дорога предстоит долгая.

А выставочная деятельность, для меня, началась в далеком уже 1968 году, когда была организована выставка трех авторов фотоклуба «Мінск» – Е. Козюли, Ф. Кучера и моя. Проходила она в выставочном зале музея Великой отечественной войны, вот тогда я понял насколько серьезное это дело. Потом были выставки приглашенных авторов Р. Ракаускаса, А. Перевощикова, группы «Стодом» из Талина, выставка к 10-летию фотоклуба «Мінск» (впервые в стеклах, в 1970 году), Игоря Костина, Светланы Тимофеевой, «Фотографика» и т.д.

Выставка – живой организм. Отдельные фотографии в ней как кирпичики – что сложишь, то и получишь. Это очень интересная работа.

И.С. Вот уже более полутора лет работает галерея «Мир Фото» и можно подводить некоторые итоги. Что удалось достигнуть?
Ю.С.
— Удалось восстановить старые связи с коллегами из соседних регионов.
— Удалось составить календарь выставок и его выдерживать.
— Удалось создать художественный совет галереи, болеющий за культуру и развитие фотографии.
— Удалось несколько выставок (Е. Канаплева, Е. Громовой и Д. Лельчука, В. Базана), удалась экспозиция выставки В. Бутырина в Музее современного искусства.

И.С. Что не получилось?

Ю.С. Не удается пока галерею сделать галерей – нет продаж. Совершенно не сформирован рынок. Люди, которые могут купить фотографию, совершенно не понимают ее ценности. Другая часть «покупателей» очень довольны, когда произведения искусства им дарятся. Правда, в этом вопросе кроме Москвы и С. Петербурга положительных результатов нет ни у кого. Даже в считавшейся благополучной и культурной Прибалтике.

Еще, не удается обеспечить равнозначный уровень проводимых выставок. Хотя я отчетливо понимаю разницу между начинающим молодым фотографом, которому мы открываем дорогу и опытным мастером из той же Прибалтики. С этим связано – формирование «портфеля заказов». Очень надеюсь на подключение российских авторов и новых проектов наших «мэтров».

И.С. Кого ждать нам в текущем году в Вашей галерее?

Ю.С. В этом году выставки начиная с мая: Ромуальдас Аугунас (Каунас), Вл. Шарников с прекрасной выставкой об «одноэтажной Беларуси», Дмитрий Мохов – известный белорусский сценограф с фотографиями 60-70-х годов, Тошико Озава (Япония), Кшиштоф Гералтовский (Польша) – современный портрет, выставка фотоклуба «Мінск», фотография из Могилева. Как видите – год сформировался полностью.

И.С. В чем перспектива в развитии выставочной деятельности?

Ю.С. Перспектива в целях: мы хотим повысить статус фотографии как вида изобразительного искусства. Выставки должны соответствовать этому. И, конечно, необходимо расширять сеть фотогалерей. Даже таких небольших как «Подземка» в Минске или «У майстра» в Гродно. Важно, чтобы каждая галерея имела свою выставочную программу.

И.С. Что сдерживает развитие белорусской творческой фотографии?

Ю.С. Главное – отсутствие общественного признания и поддержки фотоискусства. Фотография начисто вычеркнута из культуры Беларуси. В Министерстве культуры из года в год нет ни одной государственной программы по фотографии. Журнал «Мастацтва» (основатель Министерство культуры РБ) все еще не считает фотографию творчеством и искусством. Этакие махровые пережитки. Все что делается в фотографии – держится на энтузиазме и финансах авторов.

Второе – длительное отсутствие школы, обучения. То, что происходит сейчас во многих ведомствах, представляет собой фотографический ликбез. Учить надо искусству фотографии, давать искусствоведческие знания, как делают в Чехии и Германии – самые серьезные проблемы в этом направлении.

И третье – при отсутствии четко выраженного, в творческом аспекте,– лидера, мне кажется, недостает мудрого и терпимого взаимодействия в организационных делах внутри нашего профессионального союза.

И очень важная проблема – отсутствие критики. Творческая фотография Беларуси на протяжении многих лет остается в этом компоненте творчества «на самообслуживании». Это опасно тем, что сдерживает развитие. А ведь еще есть и «внутрицеховые распри» …

И.С. Что нужно сделать, чтобы белорусская фотография снова заявила себя как белорусская школа фотографии?

Ю.С. Создавать школу. Вдумчиво, кропотливо. С учетом тех достижений и выработанных направлений, которые обозначились в белорусской творческой фотографии. Я смотрю на это с оптимизмом. Вопрос со школой крайне сложный, я боюсь дающих на него легковесные ответы

И.С. Насколько мне известно, Вы Заслуженный работник культуры БССР и звание это получено за фотографию. Есть ли сегодня достойные кандидатуры на это звание?

Ю.С. Безусловно есть. Звание это присваивается за организационную деятельность. В нашем случае в области фотографии. Творческому союзу «Фотоискусство» надо инициировать в Министерстве культуры представление кандидатур таких признанных организаторов фотографического движения как Козюля Е.К. (председатель НФК «Мінск»), Парфенок В.П. (фотогалерея «NOVA»), Лосминский А.И. (председатель НФК «Гродно»), Павлюць А.К. (студия «Краявід» Минского дворца молодежи).

Вместе с этим, многим моим коллегам желаю получить звание «Заслуженный деятель искусств РБ», которое более естественно связано с личными творческими достижениями.

И.С. НФК «Минск» один из старейших клубов республики, как изменился клуб и его члены? Как многолетний председатель клуба, как вы считаете, в чем перспектива его развития?

Ю.С. Фотоклуб «Мінск» на протяжении многих десятилетий как старейший столичный клуб был «держателем акций» художественной фотографии в РБ. Через него проходили многие мероприятия в области фотографии как внутри страны, так и связанные с представлением белорусской фотографии за рубежом.

Теперь он занимает то место, которое записано в его уставе – становится клубом любителей фотографии, которые собираются, чтобы обсудить новые фотографии, провести выставку, решить проблемы, и, в конце концов, просто отдохнуть. Важно чтобы в клубе сохранялась преданность однажды избранному пути – чтить искусство фотографии.

Развитие фотоклуба связано в первую очередь с улучшением материально-технической базы, и как это не странно, получением вновь статуса клуба. Клуба с галереей, библиотекой, лабораторией, мастерскими и т.д.

Фотоклубы – это среда, в которой возникают первые предпосылки к творчеству. Поддерживать эту среду трудно, но крайне необходимо. Я недавно наткнулся на очень любопытную информацию. Парижский фотоклуб был создан фотолюбителем, бывшим офицером от артиллерии Шарлем Пюйо в 1894 году. Клуб существует до сих пор. Так что в нашем отечестве говорить о старейших клубах, по крайней мере – не серьезно.

И.С. Как могло случиться, что движение фотолюбителей распалось вместе СССР? Ведь фотография жива до сих пор, а с приходом цифровых фотоаппаратов наблюдается новый всплеск в ее развитии?

Ю.С. Все естественно. В СССР было очень мало фотографов профессионально работающих в области творческой фотографии. Теперь они есть. Они пришли в основном из фотолюбительства, естественным путем переросли его. Появились новые интересы, заботы и новые формы общения с коллегами.

И.С. Цифровая фотография это веление времени или разрушение (таинства процесса) оригинала?

Ю.С. Это веление времени, связанное с переходом на новые технологии. В фотографии это было несколько раз. Вспоминается дагеротипия – негативно/позитивный процесс Тальбота, мокрые коллоидные растворы – сухие фотопластины, постоянное повышение светочувствительности материалов и т.д. Хочется надеяться, что фотография идет к своему совершенству. Но меня всегда будет волновать, как в кювете под красным фонарем из ничего возникает изображение, которое хранится в памяти после вчерашней съемки. Думаю, что аналоговый и цифровой процессы просуществуют вместе еще какое-то время. Но выпущенного джина еще никому не удавалось укротить.

И.С. Собираете ли Вы фотографию? Ведь за многие годы через ваши руки прошли десятки тысяч фотографий.

Ю.С. Собираю. В основном альбомы, но у меня есть коллекция «живой» фотографии, которую я незаметно собирал. В основном дарили друзья, обменивались. Получилась классная коллекция фотографии 70-90-х годов. Гунар Бинде, Виталий Бутырин, Анатолий Дудкин, Валерий Федоренко, Вильямс. Браунс, Антанас Суткус, Евгений Козюля, Олег Бурбовский, Федор Филонов, Александр Ассанов, Алексей Перевощиков, Павел Тишковский, Станислав Яворский, Светлана Тимофеева и др. Всего около 100 работ. Эту выставку, как коллекционную реликвию, я показывал в десяти городах Литвы.

И.С. Что нужно сделать, чтобы автор не только тратил деньги на выставку, но и зарабатывал их? Например, продажей работ после выставки?

Ю.С. Я уже говорил, чтобы сформировался рынок: спрос – предложение. И больше ничего!

И.С. По вашему мнению, от чего зависит стоимость фотографии (как произведения фотохудожника)?

Ю.С. Из тривиальной сметы расходов (материалы, услуги, стекла, рамы) плюс надбавка, которой автор определяет свое место в творческой фотографии. Именно Автор, и больше никто иной.

И.С. Есть ли у Вас любимый автор?

Ю.С. Есть. Любимых много, но есть один человек, который очень сильно повлиял на мое отношение к фотографии. Это рижский фотограф Эгон Спурис. Его уже нет с нами, он рано ушел из жизни. Он до аскетизма был предан идеалам фотографии. Назвать его учителем не могу, потому что не сделал ничего подобного. Но как пример для подражания – очень подходящий.

И.С. Какой, по вашему мнению, любимый напиток фотографов?

Ю.С. Тот, который поддерживает фотографическую компанию. Ассортимент за мою жизнь получится довольно обширный.

И.С. За годы вашей деятельности у Вас сформировались многочисленные знакомства с зарубежными фотографами. Скажите насколько актуально сейчас международное сотрудничество в сфере фотографии?

Ю.С. С «великими» судьба сводила не так часто. С Алексеем Михайловичем Перевощиковым встретились в «Советском фото», потом делали его выставку в Минске и долго переписывались. С Анатолием Сергеевичем Гараниным дружили. Сильнее репортера я не встречал. Он показал мне 4-х томный макет книги-альбома «Моя война», который забыть просто нельзя. Там такая правда! Встречался на пленэрах с Эдвардом Хартвигом. Милославом Стибором, Гунаром Бинде, Хенриком Рогозинским, Вильгельмом Михайловским, давно дружу с Виталием Бутыриным. Любое сотрудничество обогащает, если оно служит делу. Оно, должно быть, и переоценить его нельзя. В этом плане я очень жду и надеюсь на наш фестиваль «ФотоДом», который задумали и осуществляют Владимир Парфенок и Даниил Парнюк. Наша галерея «Мир Фото» принимает участие в этом проекте двумя выставками: К. Гералтовского (Польша) у нас в галерее, и А. Суткуса в Музее современного искусства.

И.С. У Вас в прошлом году состоялась персональная выставка. Ваши дальнейшие творческие планы?

Ю.С. Персональная выставка прошла в 2000 году к 40-летию клуба. Теперь я ее «эксплуатирую» показывая в небольших городах республики. Истинная культура народа сохраняется в этих местах. Как люди ходя в церковь, как ведут себя в людных местах, что им интересно на выставках, как одеваются, какие у них дети … Уже показал в Браславе, Новогрудке, жду других предложений.

Теперь я собираю следующую выставку. У меня это происходит медленно. Снимаю парки Беларуси. На пленку, с ручной печатью. С Евгением Козюлей восстанавливаем историю фотоклуба «Мінск». Это немалый отрезок истории фотографии Беларуси. В планах создание альбома выставок «Фотографика». Еще собираюсь написать книгу эссе о фотографах, с которыми сводила судьба. Еще собираюсь найти для этих дел время.

И.С. Юрий Сергеевич, для Вас фотография, можно сказать, дело всей жизни. Что Вы можете посоветовать молодым фотографам?

Ю.С. Любить фотографию. Этой даме можно посвятить жизнь.

Интервью было взято в 2006 году, опубликовано в «Фотографическом вестнике».
Сохранена стилистика авторов.


31.05.2006
* - галерея «Мир Фото» закрыта в осенью 2009 года.
** - проект закрыт в 2007 г.