23.11.2017

Вы здесь: Прочее Делаем выставку

Делаем выставку

E-mail Печать PDF

Замысел или рождение выставки.

Энергичный фотолюбитель быстро проходит начальный уровень фотографического мастерства, и ему уже недостаточно иметь в качестве зрителей только своих друзей, хочется чего-то большего, материал накоплен (сырой, неподготовленный – «выпирает», его много, он требует выхода), требуется отклик. В лучшем случае есть тема, как правило, нет идеи и концепции выставки. Цель выставки – показаться, «что я не хуже друзей…»?

Фотограф с большим фотографическим и жизненным опытом определяет для себя замысел или идею выставки. Все – от материала до поиска выставочного пространства и даже приглашения зрителей он делает целенаправленно. Под идею готовится материал (даже ведется съемка), формулируется название выставки, пишется концепция, пресс-релиз и т.д. и т.п. Но об этом мы расскажем подробнее и в другой статье.

Любая выставка – это новая презентации фотографий автора, следующий шаг в его становлении. В любом случае это обусловлено форматом выставки. Она может быть персональной, коллективной, тематической и т.д. Персональная выставка – действительно новый рубеж в творчестве автора. Как правило, к определенному времени нарабатывается некоторый потенциал, который находит свою реализацию в демонстрации работ. Либо «с рук», в узком кругу коллег, либо в публичной экспозиции. Персональная выставка или часть коллективного проекта, минипоказ в фотоклубе, а, возможно, перфоманс или хепенинг – все эти формы репрезентации работ имеют разную значимостьи свои особенности. Как, зачем и почему – вечные вопросы, на которые мы попробуем предложить свои варианты понимания. Чтобы хоть как-то ограничить спектр возникающих проблем, будем рассматривать персональную выставку начинающего фотографа в рамках единого (традиционного) экспозиционного пространства.

Почему мы не можем обойтись без фотовыставок?

Обыватель как раз спокойно обходится без оных. На некоторые, кроме 100 человек (в лучшем случае) в день открытия, едва ли за весь период работы приходит еще столько же. А вот фотограф, который ищет свое место на фотографическом арт-рынке, без выставок просто не может быть полноценным. Речь идет не о художнике, т.к. его внутренний мир вполне может быть самодостаточным и наполненным. Конечно и ему нужна выставка, но скорее как элемент бизнеса, т.е. как маркетинговый инструмент.

Вдумчивому фотографу выставка позволяет не только показать свои работы, но и услышать их оценку со стороны, возможно, что-то переосмыслить, увидеть по-новому и решить, как работать дальше, в каком направлении двигаться. Для большинства фотографов иной путь невозможен. Чтобы более адекватно оценить сделанное, нужно увидеть кадры, напечатанные на бумаге, в определенном формате, зачастую почувствовав превращение некоторого набора фотоснимков в полноценную выставку. Это не шуточное мероприятие, которое потребует от вас не только значительных умственных усилий, но и финансовых затрат.

Постановка задачи.

Если вы не можете обойтись без выставки и остановили свой выбор на традиционной форме экспозиции, вначале решите, какой результат вам нужен. От ответа на этот вопрос зависит не только выбор площадки, которая во многом определит ваши стартовые вложения, но и количество людей, которых вы привлечете своим проектом. Самый распространенный вариант – сделать выставку для себя, родных и друзей. Большинство фотолюбителей наивно полагают, что все произойдет именно так. Однако если вы остановитесь на этой модели, ценители и критики могут не только испортить вам настроение, но и надолго отбить охоту к подобным затеям. Не говоря уже о том, что в такой, якобы «домашней» постановке задачи, есть доля игры. Выставка – это общественная презентация вашего творчества, она не может быть замкнута узким кругом друзей, скорее, она работает на неопределенную аудиторию, с непредсказуемым результатом.

Совсем другое дело, когда выставка для вас – один из шагов по завоеванию своих позиций в фотографической среде. Если вам интересно продавать работы, вы должны стать узнаваемым, создать свой имидж, а этого не достичь без планомерной публичной работы.

В том случае, если вы хотите продавать свои фотографии, следует не только определить аудиторию, которая захочет и сможет их приобрести, но и согласовать такую возможность с администрацией галереи (как правило, в белорусских галереях не предусмотрены продажи). От предполагаемой аудитории зависят цены, которые нужно будет установить, и, конечно, они будут разными для молодежной аудитории и для посетителей музея современных искусств, или галереи МИДа. Подробности ценообразования в современном фотоискусстве – вне рамок данной статьи.

Начинающим кажется, что масштаб выставки ограничен только их воображением и финансовыми возможностями. Но это не всегда верно, т.к. выставочных площадок даже в Минске немного, а удобных конкретно для вашего проекта – единицы. К тому же, есть много других желающих выставиться. Первая выставка – ваш осмысленный шаг в сторону арт-рынка; делая его, вы выносите результаты своего творчества на суд зрителей, критиков и экспертов, а ведь это риск и большая ответственность. Стоит проявить максимальную строгость в оценке своих работ, т.к. во-первых, «больше не всегда лучше». А во-вторых, в противном случае, это сделает зритель. Хорошо, если вы сами, с помощью друзей или куратора сделаете правильный отбор.

Построение экспозиции

Скудный выбор галерей не позволяет вольно манипулировать количеством отбираемых работ. Их размер и число определяется площадью и высотой помещения, а также идеей и визуальным рядом, которые вы хотите выстроить. Появившиеся возможности широкоформатной печати не нужно расценивать как абсолютное конкурентное преимущество. Несомненно, работы большого формата в некоторых случаях могут произвести больший эффект, но следует определиться, насколько он уместен.

Фотолюбитель в формировании экспозиции отталкивается от фотографий, которые напечатаны в выставочном формате (30 х 40/45) см) и запакованы в рамы. И это проходит в большинстве случаев. Но если помещение небольшое (коридорного типа) или большое (с высокими потолками), то работа может выглядеть неадекватно («давить» на зрителя, в первом случае, и потеряться во втором). К тому же, некоторые изображения требуют нестандартного формата. Это может быть 13 х 18 см и даже меньше, а может быть 1,5х3 м. и более. Многое зависит и от стиля – в оформлении и в содержании – выставляемых работ. Вы не найдете однозначных рецептов на все случаи жизни, можно только посоветовать панорамные снимки делать более 60 см по длинной стороне, так как, в противном случае, возникают сложности с «вхождением» в кадр. Куратор галереи сможет подсказать вам, в каком формате печатать работы, т.к. лучше знает специфику своего зала, то, как меняется в нем освещение в течение дня и т.д. Следует внимательно подойти к высоте экспонирования работ: пресловутые 120 см не являются панацеей. Основное правило при формировании экспозиции следующее: нужно, чтобы центр фотографии, обрамленной в раму, находился чуть ниже уровня глаз (на несколько сантиметров). Традиционная ошибка, когда за базовый берется не средний рост человека, а собственные 1м 80 см.

……………………..Сверстать отдельно, не как врезку………….

Музейный узел. Несмотря на современные системы монтажа работ в экспозиции, мы по-прежнему крепим работы на тонком шнуре (1-2 мм), который приходится сдвигать на несколько сантиметров, дабы выровнять экспозицию или компенсировать растяжение шнура от времени (веса, температуры и т.п.). В этом случае пригодится «музейный узел». У рыболовов он широко распространен и имеет название «рыбацкий». Основное достоинство – легкость в монтаже и изменении высоты развески работ. При развеске тяжелых рам можно использовать более толстый шнур или же ставить ниже еще одну контрольную петлю, а на конце шнура делать контрольный узел. Вяжем его так: охватываем шнуром монтажную конструкцию (трубу, гвоздь), выделяем основную нить и делаем вокруг нее две петли на расстоянии 5-10 см. Расстояние между петлями и от первой петли до монтажной конструкции позволит вам изменять высоту развески работ, изменяя положение петель между собой и до конструкции. Не позволяйте петлям соединиться, т.к. вы тут же получите надежный узел. Как только вы установите требуемую высоту, тут же затяните обе, верхнюю и нижнюю, петли.

Технологии печати, оформления и презентации работ не должны доминировать, становиться демонстрацией самих себя. Экспозиция в целом и каждая работа в отдельности должны работать на концепцию выставки.

Это отдельная главка? Ей нужно название?
Как мы смотрим выставку.

Постижение изображения невозможно без некоторой работы над собой, без сознательного усилия. Вначале происходит предпросмотр (на котором часто останавливается наш фотолюбитель), т.е. мы смотрим на положение фотографии в экспозиции, считываем изображенное, ищем знаки и символы, рассматриваем цвет и свет, оцениваем композицию и т.п. Второй и основной пласт визуальной информации, обнаруживается при просмотре изображения вблизи, в максимальном приближении, когда ваш глаз способен считывать информацию на уровне структуры (точки, зерна «серебра») изображения. На этом этапе часто возникает новое прочтение изображаемого, новое его качество и новое осмысление, т.к. оттолкнувшись от базового (в человеческом восприятии) знака, мы можем послойно (масштабируя), выходить на новые уровни восприятия изображения. Вот тогда мы и получаем непередаваемое удовольствие от оригинала, от изображения. В какой-то момент «предпросмотр» начинает работать на новом качественном уровне. Казалось бы, закончился наш визуальный анализ, но есть еще этап рассмотрения, который начинается на пределе нашего зрения, т.е. с нескольких метров. Зрение, не находя заданной структуры, начинает обобщать изображение и формировать из него знакомые (знаковые) пятна, линии, образы, и даже на этом уровне мы получаем от работ незаурядное впечатление.

Куратора звали?

В современном искусстве недооценена роль куратора выставки, мало того, они четко не определены. Кто же такой «куратор выставки» и в чем его задачи? Прежде всего, это арт-менеджер, т.е. управляющий в сфере искусства, который не только организует все околовыставочные процессы, но зачастую является идейным вдохновителем фотографа. Конечно, он должен обладать видением и большим опытом организации выставок. Для автора важно определить степень вовлеченности куратора в творческий процесс формирования экспозиции. Куратор может помочь выстроить визуальный ряд экспозиции, определиться с форматами печати и оформлением работ, написать текст пресс-релиза, осуществлять взаимодействие с критиками и прессой, организовать условия для наибольшей посещаемости выставки.

Не следует забывать, что это творческий тандем, в котором автор и куратор выступают в рамках оговоренных ролей, поэтому работайте с единомышленниками и избегайте «диктаторов». Кураторский проект может стать для фотолюбителя настоящей школой творческой работы, сделает вашу выставку ярким запоминающимся событием. Когда куратор, берясь за реализацию проекта, оказывает сильное влияние на фотографа, подавляя в нем творческое начало, это не замедлит сказаться на результате. Возникает правомерный вопрос: кто же в итоге автор выставки? Будьте внимательны к тому, что и как советуют вам сторонние наблюдатели, не дайте загубить ваш замысел.

Время и сроки работы выставки.

Время деловой активности приходится на весну и осень, в это время проводятся самые престижные фестивали, выставки и пленэры. С другой стороны, максимальна и конкуренция за внимание к выставке со стороны СМИ, критиков и даже зрителей. Было бы ошибкой думать, что главное – провести открытие выставки. На вернисаж придут 50-100 человек, а за месяц работы выставки ее могут увидеть тысячи почитателей фотографии. Даже телевидение может приехать не только на открытие, но и в другой день, т.к. снять экспозицию и взять интервью у автора можно и в спокойной обстановке. Чтобы обеспечить максимальную посещаемость, нужно учесть месторасположение и время работы выставочного зала, они должны быть комфортными для посетителей.

Крайне неудобно, когда в одно и то же время в городе открываются несколько фотовыставок. Поэтому следует узнать, нет ли в этот же день других мероприятий или же когда их количество минимально (можно перенести время открытия хотя бы на час, экспертов приглашайте сразу после полудня). Месяц на проведение выставки – это, пожалуй, даже роскошь при дефиците выставочных площадей; чаще предоставляют 2 – 3 недели. Но даже неделя в престижном, посещаемом зале – небывалая удача для фотолюбителя.

Можно пойти и от обратного – устроить вернисаж в разгар какого-нибудь значимого мероприятия, фестиваля фотографии или современного искусства. Прекрасно, если вашу выставку включат в программу этого фестиваля. Во время биеннале и фестивалей в город приезжает большое количество зарубежных гостей, зрители стремятся посетить практически все мероприятия, о которых узнают из информационных изданий и, скорее всего, попадут на вашу выставку.

Маркетинг выставки.

Связи с общественностью (Public Relations или PR) – это сфера, о которой фотолюбитель может вовсе не иметь сведений. Но как иначе узнают о вашей выставке, если не благодаря PR-акции, рекламной кампании и т.п.?

Несколько слов о рекламе. Только не нужно возмущаться, как это художник будет фигурировать в рекламе. Именитый художник, может, и не нуждается, а начинающий даже очень нуждается в рекламе, а главное, в этом нуждается его выставка. Иначе откуда узнают любители фотоискусства о выставке, времени и дате открытия. Без афиши тоже никак не обойтись. Реклама требует затрат, и, возможно, вам будут не по средствам растяжки на главном проспекте города, афиши на тумбах, листовки на вагонах в метро и, конечно, реклама на телевидении. Но афишу у выставочного зала, в других галереях и музеях, в вузах, где готовят художников и дизайнеров, вы можете себе позволить. Если нет средств, то займемся PR.

Главный инструмент PR – это информация. Поэтому заранее (как минимум за неделю) пригласите почетных гостей и дипломатических представителей (если у вас есть планы на зарубежные выставки), журналистов, представителей радио и телевидения. Обзвоните своих коллег, друзей и знакомых. Договоритесь об интервью на радио. Постарайтесь договориться о размещении информации о выставке в рубриках «Афиша» в СМИ. А чтобы разговор не был голословным, подготовьте пресс-релиз с информацией о выставке, о фотографе, подкрепите ее мнением куратора или критика. Рассылка такого пресс-релиза через интернет, а также размещение его на профильных сайтах -- уже гарантия того, что информация о выставке начнет распространяться.

Используйте также форумы в интернете. Размещение там пресс-релиза или анонса о выставке и нескольких фотографий даст повод для общения, привлечет внимание к выставке зрителей и СМИ. Пресс-релиз должен быть напечатан в достаточном количестве и доступен для всех в выставочном зале.

Выставка – хороший повод организовать интересное мероприятие, будь то выступление известного критика, теоретика фотоискусства, просто известного и уважаемого человека из художественной среды, а может, и чиновника из министерства (о мнении которого не смогут не написать СМИ). Впрочем, это может быть и событие другого плана – перфоманс или хеппенинг, организованный вами или вашими коллегами. Главное, чтобы все это было на пользу выставке, не отвлекало от нее внимания, было незатянуто, ведь посетители пришли посмотреть ваше искусство, а песни с плясками, с длинными речами уже не о том.

В музее и галерее есть список газет, журналов и журналистов, с которыми они уже не однократно работали, их приглашение они могут взять на себя. А вот приглашение гостей и других посетителей вам нужно делать совместно. Кроме того, как у галереи, так и у фотографа может быть сайт в интернете, на котором должна быть размещена полная информация о выставке, все или часть работ фотографа, график работы зала, контактная информация. В галерее может быть даже специальный отдел (например, PR-отдел Национальной библиотеки) или просто сотрудник, отвечающий за работу со СМИ, который посоветует, как лучше организовать информацию.

Спонсорство выставок -- непростая тема, сильно зарегулированная в Беларуси и требующая отдельного разъяснения. Но с информационными спонсорами, нужно и можно работать. Информационные издания обычно верстаются минимум за две недели до выхода в продажу, поэтому с ними нужно контактировать заранее, лучше за месяц. Издание размещает информацию о выставке, а вы рекламируете издание во всех ваших информационных материалах, на сайтах, во время открытия и т.п. мероприятий. Как показывает опыт, некоторые СМИ открыты для таких предложений.

После окончания выставки соберите все публикации о ней в прессе, попросите сделать записи ваших интервью на телевидении, все это – ваш багаж, основа вашего продвижения.

Сохраним для истории

Подготовка к выставке – длительный и сложный процесс, но как же скоротечно время экспозиции! Любая выставка, после ее окончания, -- шанс для фотографа, вдохновившись результатами, продолжить работа с новыми знаниями, идеями и концепциями. Выставка – это часть вашей личной, а возможно, и республиканской, европейской, и даже мировой истории фотографии. Поэтому каталог – это ваше вхождение в историю фотографии. Если вы сможете его выпустить, то сохранить на длительное время визуальный ряд и концепцию выставки, или даже продолжить ее работу, удастся уже на другом уровне, в другом качестве.

Хороший каталог выставки – это самостоятельное произведение искусства. Он будет работать на вас еще много лет. Каталог – совершенно незаменимый материал в работе по продвижению, рекламе и даже PR вашей выставки. Слова или даже показ работ не могут произвести равнозначного впечатления на вашего зрителя, он отреагирует гораздо активнее на просмотр каталога, чем если бы вы показали ему сайт или открыли фотографии с диска.

Каталог – не только проявление амбиций, хотя и этого не отнимешь, но и самоуважение автора. Книга должна содержать в себе самые значимые его работы, возможно, даже все произведения, и, конечно, представлять их в хорошем качестве, с полной атрибутацией: Ф.И.О., год создания, название работы, размер оригинала, техника печати и тираж. Когда такая публикация сопровождается текстом куратора выставки, искусствоведа или, в крайнем случае, вашими собственными комментариями, создается контекст для верного понимания произведений. Хорошо, если есть аннотация или полный текст на английском языке, это поможет вам в контактах с зарубежными кураторами.

Как не «влететь» на выставке

Редчайший случай, когда на выставку денег хватает с избытком. Гораздо чаще их либо нет вовсе, либо их недостаточно. Что же делать? От чего все же можно отказаться и на чем минимизировать издержки?

Грамотно организованная выставка не обходится без компромисса: между концепцией и ее воплощением, между воображаемым визуальным рядом и реалиями выставочного пространства, между расходами и доходами – этот список можно продолжать бесконечно. Некоторые фотографы в порыве праведного гнева не идут на компромиссы и, в результате, не выставляются. Но т.к. мы живем в несовершенном мире, где добиться идеального решения просто невозможно, будем выставляться. В любом случае, у фотографа есть выбор, как поступить и чем пожертвовать. Рассмотрим несколько возможных вариантов финансирования.

Первый. Денег нет даже на печать работ, не говоря уже об аренде зала. Можно пойти по пути поиска галереи, которая, заинтересовавшись творчеством автора, возьмет на себя расходы по организации выставки, в расчете на будущие доходы от продаж. К сожалению, этот вариант почти не просматривается в Беларуси. Можно, правда, поискать галерею, которая бесплатно предоставит выставочное пространство и рамы для ваших фотографий. Печать фотографий до 30 х 45 см не составляет той пороговой суммы, которая остановит желание сделать выставку.

Второй. Спонсорская помощь. Официальный путь выделения денег на спонсорские цели в Беларуси можно рассматривать с большими оговорками, т.к. он подходит для очень малого количества фирм. Гораздо надежнее рассчитывать на ваше ближайшее окружение, друзей и знакомых, ставших предпринимателями. В благодарность вы можете подарить им некоторые из работ.

Третий. Предварительная договоренность о продаже работ. Фирма может до выставки оплатить закупку работ для своей коллекции. Получив деньги, вы жертвуете частью работ, но зато начинаете заниматься выставкой и одновременно повышаете стоимость остальных снимков, т.к. в зачет пойдет как выставка и ее «раскрутка», так и информация о покупке. Для фирмы это тоже выгодно, ведь закупленные работы повышаются в цене благодаря выставке. Даже если вам пришлось продать все работы, вы можете допечатать их, и, в конце концов, у вас остается каталог, афиша и, конечно, PR, а главное, необходимый опыт.

Как еще можно минимизировать затраты? Можно сэкономить на каталоге, собственно, в Беларуси они практически не выходят (2-3 каталога в год). Даже печать буклета, который хоть в чем-то может заменить каталог, и то непосильная задача. Можно обойтись приглашением через интернет и информацией по телефону. Можно и без фуршета. Можно договориться с куратором и подарить ему несколько работ вместо денежной оплаты. Важно решиться на компромисс и сделать выставку, ведь следующий шаг будет гораздо легче.

Вернисаж позади, двигаемся дальше.

Есть одна ошибка, которую делают авторы: после открытия они редко бывают на выставке и этим отсекают обратную связь, а нередко потенциальных партнеров и спонсоров, которые приходят на выставку. Не думайте, что на следующий день после вернисажа вы можете расслабиться, как раз сейчас начинается работа на перспективу. Возможно, самые важные контакты и можно организовать в день открытия, но если вы должным образом занимались рекламой, вполне вероятно, что нужный человек придет позже.

Несколько штрихов в заключение. Любая выставка для автора – это, прежде всего, школа. Увидев свои фотографии в рамках экспозиции, вы обнаружите, что стали чувствовать их сильные и слабые стороны. Безжалостно отбирайте для вашей коллекции лучшие, наиболее удачные работы. Остальные, нет, отнюдь не в мусорную корзину, а на «скамейку запасных», ведь анализ промахов и удач должен продолжаться постоянно. Выставки словно краеугольный камень, на котором у творческого человека оттачивается мастерство. Первая проба, как первый шаг ребенка, без него нельзя, но сколько неожиданностей и открытий следуют за ним. Творчество продолжается, ведь выставка это большой стимул в развитии, стартовая площадка для новых идей и всего лишь ваше первое испытание как фотохудожника.

Иван Станиславович Петрович

фотохудожник, куратор проектов,
член Совета творческого союза «Фотоискусство»