21.09.2017

Вы здесь: Прочее Смерть фотографии, очередная, неокончательная.

Смерть фотографии, очередная, неокончательная.

E-mail Печать PDF
технология lytro

Фотография не может существовать без кардинальных, и зачастую революционных изменений в своем развитии. Не успели мы сжиться с черно-белой фотографией, пришла цветная, затем моментальная фотография и фотосервисы, цифровая фотография и цифровые способы печати – развитие фотографии все ускоряется. У многих возникает желание остановиться, попробовать старые технологии на новом уровне развития. Может именно благодаря этому, сейчас снова популярны пленочные камеры.

Фирма Polaroid в 2007 году прекратила выпуск своих камер, а в 2010 г. энтузиастам из Impossible Project удалось воссоздать технологию производства пленки для мгновенных фотоаппаратов Polaroid. Пленка будет подходить для фотоаппаратов SX-70 и линейки One. Подобные примеры и события, можно продолжать, но важнее понять, что ждет нас в будущем.

Очередную смерть фотографии, на этот раз пророчат новые технологии, которые опираются на современно программное обеспечение. Вот лишь несколько примеров. Главное за что ценили фотографию, это ее достоверность. До банальности навязли фразы: «Остановись мгновенье, ты прекрасно», «Фотография - это правда» и т.п. И хотя мы по-прежнему остаемся в этом поле их влияния, попробуем, оттолкнувшись от слов Ролана Барта, посмотреть на новые технологии.

«Фотографическое изображение полно, набито до отказа, за отсутствием места к нему ничего нельзя добавить»

Зачем нам фокус?
С приходом XXI века постулат о «достоверности фото» все сильнее подвергается давлению со стороны цифровой фотографии, а вскоре может быть вовсе отброшен на свалку времени. Один из параметров фотографии, получение в процессе фотографирования отчетливого изображения, путем наведения на резкость, подвергся вмешательству новых технологий. С выходом на рынок камеры от фирмы Lytro, по словам изобретателя, наступит смерть фотографии. «Наша миссия заключается в изменении фотографии навсегда, обычные камеры уйдут в прошлое» Рен Нг (Ren Ng).
Новая камера снимает без наводки на резкость, давая возможность в последующем формировать изображение с требуемой резкостью (размытостью) нужного объекта. Вместе с фокусировкой (поверим изобретателю на слово), пользователям также не придётся заботиться об экспозиции и диафрагме. Новая камера построена на принципиально новой технологии захвата изображения, с помощью специального сенсора - матрицы микролинз, что позволяет ей захватывать гораздо больше света под разными углами, чем у обычных цифровых фотоаппаратов.

«Камера Lytro отслеживает движение каждого светового луча, его цвет, интенсивность и направление. Создается виртуальная модель интерактивной фотографии, фокусировку которой можно настроить уже после съемки, наведя ее или на фоновые объекты, или на то, что расположено на переднем плане».

Казалось бы, в чем проблема? На выходе мы все равно получаем требуемое изображение! Но не тут-то было – на выходе у каждого из получивших доступ к результату, будет свое изображение. Набор отображаемого будет одинаковый, изображение разным, вплоть до его полной противоположности.

Поле битвы за авторство претерпит новые, существенные изменения, и скорее всего, сместится в сторону работы с отснятым уже изображением. Для автора, это еще одна грань в его свободе творчества. Для современного искусства, это просто уникальная возможность, когда практически любой искусствовед, куратор и даже зритель, сможет создать конечное изображение. На свой вкус, фокус, и наконец, под свою концепцию. Сейчас, даже сложно представить, какую мы получим свободу для интерпретации.

Совершенно фантасмагорическая картинка.
Выставочная галерея, из ряда мониторов большого (разного) размера на них некое «сырое» изображение. Вдоль ряда мониторов ходит группа кураторов, которые в соответствии со своей концепцией выстраивают выставку. Формируя не только визуальный ряд, но и модифицируя (задавая фокус) каждое изображение.
Или еще лучше. Каждый зритель сам устанавливает «фокус», а последующий за ним может его менять – эдакая виртуальная экспозиция, которая динамично меняется, оставаясь в рамках заданных автором «заготовок изображений».

Синемаграфии
Еще одним откровением, по словам авторов, должна стать синемаграфии, которую уже позиционируют, как абсолютно новое веянием в искусстве. Впрочем, не столь уж новое, похожие эффекты создавались в эпоху слайдов, путем наложения при проекции. Суть его в следующем. «Нью-Йоркский фотограф Jamie Beck и веб-дизайнер Кевин Бург создали серию анимированных фотографий, в которых соединили видео и фото. Вся необычность искусства заключается в том, что оно запечатлевает мгновение, на котором движется всего лишь один фрагмент. Создать такую картинку (анимированный gif) достаточно просто. Необходимые средства: фотоаппарат с режимом видеозаписи и три программы включая конечно Photoshop. Казалось бы ничего особенного, во flash анимации делают и не такое, но если выставку сделать из таких изображений, то эффект будет несомненно.

В заключение
Прогнозировать очередной конец фотографии думается еще рано. Революционная по своей природе технология фотографии, скорее всего, входит в новый виток развития, возможно следующий прорыв будет в сфере новых технологий, программного обеспечения, виртуальной реальности или на пути взаимодействия непосредственно с сознание зрителя – время покажет. Все равно в основе останется свет и светопись, от которой и получила свое название фотография.

P.S.
Пару ссылок для ценителей:
1. http://www.lytro.com/renng-thesis.pdf -- диссертация Рен Нг (Ren Ng).
2. Как создать собственную ожившую фотографию, можно посмотреть в подробном мастер-классе SLTV http://www.sltv.ru/comments/clip-1966