21.11.2018

Вы здесь: De Jure НЮансы жанра NU

НЮансы жанра NU

E-mail Печать PDF

Такие жанры фотографии, как портрет, пейзаж, натюрморт близки к живописным, однозначно понимаются всеми, хотя и имеют некоторые особенности. Совсем другое дело жанр «обнаженная натура» НЮ (NU или Akt). Его Устоявшиеся рамки в живописи, графике, скульптуре, в фотографии не столь однозначны. К чему это может привести фотографа, расскажет случай из судебной практики.

Создавая художественное произведение с изображением обнаженного тела, автор работает не только с собственно фотографией, но и закладывает основы ее восприятия. Как процесс, так и результат, с некоторой долей условности, можно отнести к одной из категорий.
В одном случае художник подходит к изображению тела как к демонстрации красоты и физического совершенства человека, т.е. как к обнаженной натуре (НЮ как ландшафт, НЮ «словно одетая», классическое НЮ, Арт НЮ);
Вторую группу изображений составляют произведения, посвященные эротическим переживаниям, т.е. обнаженное тело в них используется как объект эротического искусства.
Наконец, третья категория изображений включает все, что выходит за границы дозволенного в искусстве, т.е. изображение как средство сексуальности

Обнаженная натура или Ню (фр. NU - нагой, раздетый), или Акт (нем. Akt) –
художественный жанр в скульптуре, живописи и фотографии, изображающий обнаженное человеческое тело. Существенное место в жанре Ню занимает произведения эротической направленности.

Истоки популярности жанра НЮ

Корни восприятия обнаженной натуры скрыты не только в глубинах человеческой психики, но и в социальной психологии, в мировоззрении человека. Уже тысячелетия обнаженная натура служит одной из самых привлекательных и противоречивых тем в искусстве. Однако обнаженность никогда не существовала сама по себе, а всегда была связана с ее восприятием в обществе. Различия в отношении к теме обнаженного тела и сексуальности присущи цивилизациям, а не просто художественным эпохам. Если в ранние исторические периоды присутствовало свободное отношение к наготе, то в раннехристианской культуре эта трактовка сменилась на противоположную. Эпоха Возрождения подстегнула стихийную сексуальность, и с начала 20 века мы видим настоящую сексуальную революцию, выразившуюся в постоянном эпатаже темы обнаженной натуры.

Американский исследователь Кен Байнес, обобщив большой фактический материал, предложил несколько критериев разграничения художественной эротики и порнографии. В первой, по его мнению, всегда присутствует индивидуальность с ее неповторимой психологией, придающая произведению гуманистический пафос. Деградация художественного начала в порнографии проявляется в том, что последняя безлична. Кроме того, восприятие художественно-эротического вполне может быть публичным, в то время как порнография всегда рассчитана на приватный характер «потребления».

NU и порнография

Поиск в интернете, при запросе "nude art" или "erotic photography", дает почти однозначный вариант. К сожалению, большая часть найденных ссылок окажется порно-сайтами. Большая часть спама тоже относится к этой сфере. К этому явлению можно относиться по разному, но у него есть объяснения. Было бы совсем плохо, если бы засилью порнографии в Сети не противостояло искусство с большой буквы, которое рассматривает тело не как товар, а как объект, достойный восхищения.

Исследуя границы жанра, следует обратить внимание на то, что современный шоу-бизнес и гламурные журналы, все больше тяготеет к подчеркиванию сексуальности, даже не к эротике, а именно к сексуальности. У всех на слуху фраза: «Вы сегодня очень сексуальны».

Сексуальность - это широко распространенный термин, обозначающий сексуальные характеристики и сексуальное поведение людей (Э. Гидденс). Термин появился в 1889 г.
Эротика Erotic (От греч.Eros - любовь) - психологические аспекты сексуальности, ее развития и проявления в общении, моде и искусстве.
Порнография (от греч. Pornos - развратник, grapha – пишу – непристойное, вульгарно-натуралистическое изображение или словесное описание полового акта, имеющее целью сексуальное возбуждение.

Споры о том, где кончается эротика и начинается порнография, сопровождают фотографию обнаженной натуры с момента ее появления, не утихают и сегодня, иногда находя свое продолжение в суде.

Жесткие игры

Случай из судебной практики

Рассмотрим конкретный пример, который опирается на законодательную базу Беларуси, но, по сути, является универсальным для пространства СНГ. Его актуальность и в том, что он, с одной стороны, находится в рамках художественной фотографии, а с другой, в сфере информационных технологий.

В в декабре 2006 года на сайте г. Лида www.lida.info появилось анонимное письмо под заголовком «Жестокие игры городских «политиканов», которое затем стало активно обсуждаться на форуме. Письмо содержало немало обвинений в сторону Игоря Пешехонова (в будущем это Истец), жителя данного города. Вот только некоторые из них: «позиционирует себя как великого фотографа, политического деятеля, имеет свой сайт, где выставлены его работы, которые он называет «экспериментами с человеческим телом», где откровенно пропагандируется порнография, педофилия, удачно маскируется великое искусство» (из оригинала – Ред.). При этом давалась ссылка на два сайта http://www.mit-haut-und-haar-galerie.de/peshekhonov-nudes/peshekhonovgallery.htm http://dironweb.com/peshekhonov/nude.htm, на которых были размещены фотографии. После общения Истца с владельцем сайта, студентом БНТУ Антоном Лабунским (назовем его Ответчиком), который отказался рассматривать его претензии и требования. Поскольку незаконное обвинение стало широко известно среди жителей города, Истец подал заявление в суд, было открыто гражданское дело – о защите чести и достоинства, деловой репутации. Суть требований Игоря Пешехонова: удалить клеветническое письмо, а также тему на форуме, компенсировать моральные и судебные издержки. Не будем вдаваться в другие обвинения содержащиеся в псьме, а посмотрим, относятся ли размещенные фотографии к порнографии, и на что, рассматривая дело, опирался суд.

Как оказалось, еще до подачи заявления в суд, районной милицией был сделан запрос в областной отдел культуры: являются ли данные фотографии порнографией? Ответ экспертизы был отрицательным. Рассмотрение дела велось в одном из районных судов г. Минска, по месту проживания Ответчика. Несмотря на отзыв областной экспертизы и документы, представленные Истцом в суд, рассмотрения дела было продолжено. Давайте посмотрим, почему же дело длилось еще год после первой экспертизы.

Законодательная практика

Суд рассматривает только документы и свидетельства, и действует на основании законов, судебной практики и здравого смысла. В нашем случае судебной практики, а именно взаимосвязи интернета (как СМИ) и фотографии (в жанре НЮ) не было. Поэтому суд апеллировал к Гражданскому кодексу РБ, Закону «Об информатизации», к постановлению Министерства культуры РБ от 13 апреля 2000 г. № 8п «О порядке публичной демонстрации киноаудиовизальных произведений, выпуска печатной продукции эротического характера, а также продукции сексуального назначения юридическими и физическими лицами», к Закону, который с 17 июля 2008 г. называется «О средствах массовой информации» № 427-З и некоторым другим.

При рассмотрении дела в суде, участникам процесса неоднократно предлагалось достигнуть внесудебного решения вопроса, т.е. договориться. Поэтому, еще до суда, в аналогичных случаях Истцам можно посоветовать найти Ответчика и попытаться урегулировать конфликт, для начала хотя бы написать письмо с вашими претензиями и отослать его с уведомлением о доставке. Если ваши обоснованные претензии окажутся без ответа, или они далеки от вашего понимания решения вопроса, вы можете смело обращаться в суд. Но вначале убедитесь, что у вас собран весь фактографический материал. В нашем случае, нужно было скопировать все материалы из интернета, в которых нарушались права Истца. Покажите эти материалы (в их оригинале, т.е. на сайте в интернете) нескольким вашим знакомым, они, в крайнем случае, смогут быть вашими свидетелями. В случае нарушения вашего авторского права, убедитесь, что у вас есть исходных файл (вместе с EXIF файлом, т.е. метаданные – служебная информация в теле файла цифрового фотоснимка), в котором написана дата, тип фотоаппарата и т.п. параметры. К тому же, вы должны быть уверены, что ваша фотография обнародована, т.е. ее видел кто-либо кроме вас. Распечатайте эти свидетельства, т.к. в любой момент они могут понадобиться – для предъявления в суде или в качестве приложения к Исковому заявлению.

Следующий ваш шаг – подать Исковое заявление в суд. Оно пишется специальным образом, и уже на этом этапе привлекается адвокат, который должен быть профессионалом в данной области права, всецело убежденным в вашей правоте. В нашем случае, у Истца был слабый адвокат, не вполне уверенный в правоте Истца. К тому же, адвокат, судьи и секретари были женщинами, и, рассматривая обнаженную натуру, в том числе мужскую, явно испытывали смущение, что не помогало ходу суда.

Итак, исковое заявление пишется по определенному шаблону, самостоятельно вы не сможете написать его правильно, и его у вас не примут. С этого момента у вас начинаются судебные издержки (в рассматриваемом случае услуги адвоката стоили 550 000 руб., РБ 2007-2008 г.); они будут компенсированы, если вы включите их в ваше исковое заявление, но только в случае решения суда в вашу пользу. Вам также нужно оплатить госпошлину за ведение суда (она составила 180 000 руб. 2008 г.).

Суд ведется в присутствии обеих сторон и их представителей, адвокатов и других лиц, заинтересованных в данном деле. Поскольку Истец состоит в творческом союзе «Фотоискусство», то по его обращению на Совете творческого союза была рассмотрена суть вопроса, а по претензии «о порнографии» рассматривались фотографии, выставленные в интернете. Совет творческого союза «Фотоискусство» вынес решение: «данные фотографии относятся к жанру эротики и не носят порнографического характера». К тому же, было решено, что представлять интересы союза в суде будет один из заместителей Председателя союза. Как оказалось, с этого момента представитель союза выступал в суде в качестве Истца наравне с Истцом.

Суд, рассмотрев все составляющие дела, не вынес решения сразу (несмотря на решение областной экспертизы), мало того, было принято решение привлечь Экспертную комиссию Министерства культуры. Ее решение является определяющим по вопросам признания эротической продукции порнографией в Беларуси. Суд назначает в качестве эксперта конкретного человека, а не комиссию в целом. В нашем случае это был специалист по кинематографии. Решение эксперта от комиссии было однозначным: фотографии автора не являются порнографией. Для суда это стало «последней каплей», так как и ранее предъявленные документы и свидетельства полностью опровергали заявления из анонимного письма.

Приведем некоторые официальные определения, которые послужили основой для данного решения.

  • эротическое искусство – отображение человека во всем богатстве его переживаний с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей людей…
  • порнография – это вульгарно-натуралистическая, омерзительно-циничная, непристойная фиксация половых сношений, самоцельная, умышленная демонстрация большей частью обнаженных гениталий, антиэстетичных сцен полового акта, сексуальных извращений, зарисовок с натуры, которые не соответствуют нравственным критериям, оскорбляют честь и достоинство личности, ставя ее на уровень проявлений животных инстинктов;

Одним из важнейших моментов в деле было факт получения или отсутствия выгоды. Если вы создаете фотографии эротического характера с целью получения выгоды и они столь откровенны и циничны, что эксперты признают их порнографией, то вы не только проиграете подобный иск, но, скорее всего, попадете под суд, но уже по делу о распространении порнографии (недаром же милиция еще до начала дела подавала в областную экспертизу).

Если ваша цель – создание художественного произведения, то вы вряд ли сможете создать порнографию, и тем более, вы не станете показывать неудачное произведение на своей выставке (или на сайте галереи в интернете).

Настойчивость Ответчика, у которого был свой адвокат, а также возможное участие сторонних экспертов и третьих лиц, которые его поддерживали (иначе непонятно, откуда у студента такое упорное нежелание признать свою ошибку и договориться о прекращении дела, к чему постоянно склонялся суд в ходе заседаний) привели к тому, что процесс был долгим. На это же влияет и банальная загруженность суда.

Суд принял решение, по которому владелец сайта не только должен удалить письмо, но и опубликовать сообщение с опровержением всех клеветнических обвинений, содержащихся в нем. Взыскать с Ответчика в пользу Истца материальную компенсацию морального вреда в сумме 3 000 000 руб*., компенсировать все судебные издержки в размере 726 000 руб. (* белорусских рублей, январь 2008 г.). Поскольку для Истца главным было удаление порочащих сведений и их опровержение, то вся сумма компенсации морального вреда по заявлению Игоря Пешехонова перечислена детскому дому города Лида.

Ответчика данное решение не устроило. Не отрицая сам факт размещения данного письма, он утверждал о своей полной невиновности. Апеллирую к действующему на момент суда законодательству, трактуя его в свою пользу, утверждал, что вывод о распространении данной статьи неверен, т.к. применительно к сети Интернет действия по размещению информации на сайте, не равнозначны действиям по распространению информации.

Он рассчитывал доказать, что интернет – это не СМИ. Настойчивость Ответчика, который не согласился с решением суда и подал Кассационную жалобу, привела к тому, что дело было рассмотрено в Городском суде. Суд достаточно быстро определил, что нарушений в действиях районного суда не было, и что все его решения были правомерны. Ответчику был задан простой вопрос: «Зачем вам было нужно, чтобы на вашем сайте поливали грязью человека?» С какой целью публиковалось письмо в сети Интернет? Поскольку уже в суде первой инстанции Ответчик вынужден был признать, что большинство обвинений неправомерны, то его слова о свободе мнений и о том, что интернет – это не СМИ, выглядели неубедительно; было очевидно, что Ответчик недоговаривает, в чем был его интерес. Было видно, что Ответчик что-то скрывает, ведь он так и не открыл, кто автор письма, хотя, по многим косвенным свидетельствам, был об этом информирован.

Данный процесс показал, что свои права можно и нужно отстаивать; что формулировка о порнографии далека от однозначной трактовки; что все решается на уровне понимания вопроса конкретными экспертами и членами суда; что одним из главных факторов в признании фотографии порнографической является получение выгоды от ее распространения и цинизм конкретного изображения. Следует отметить, что моральная и фактическая поддержка Истца в суде со стороны коллег по творческому союзу также сыграла свою роль. Тем более, что любое решение суда по отношению к целому жанру фотографии не должно было остаться без внимания и должной экспертной оценки.

Список документов:

  • Претензионное письмо (ваши претензии к Ответчику и вариант решения спора)
  • Исковое письмо (заявление в суд)
  • Пояснения на отзыв Ответчика (ответ на ваше Претензионное письмо)
  • Мировое соглашение (ваш вариант решения спора, уже в процессе суда)
  • Отзыв третьего лица (творческого союза, главного редактора и т.п. лиц или организаций)
  • Собственно решение суда
  • Кассационная жалоба (Ответчик несогласный с решением суда, может опротестовать его в суде следующей инстанции)
  • Заявление о перечислении денег за моральный ущерб на детский дом

Приложение:
1. Копии страниц из интернет: сайта, форума
2. Копия претензионного письма
3. Опись (что передается в суд)
4. Квитанция об отправке ценного письма
5. Копии искового заявления с приложениями (2 экз.)
6. Квитанция об уплате государственной пошлины
7. Копии документов подтверждающих вашу квалификацию и реноме как фотографа, как фотохудожника и т.п. (Копия удостоверения, или справка от союза о том что вы в нем состоите. Сертификат об образовании в фотографии. Вырезки, или т.п. материалы, о выставках и д другой творческой деятельности)
8. Диск с фотографиями

Петрович Иван